Минэнерго спасает шахты за счет металлургов

2 июля 2013, 11:48
no image

Ограничения на импорт угля, утвержденные правительством, могут привести к остановке меткомбинатов и цементных заводов в Украине. Для защиты своих интересов на предприятиях готовятся к судебным разбирательствам, к которым будут привлечены представители ВТО, России, Польши и Казахстана.

Такой сценарий наиболее вероятен, если Минэнерго продлит работу постановления, которым введены квоты на ввоз угля, в следующем году

«Проблемы могут возникнуть уже в конце этого года в зависимости от того, как будут работать металлурги. Если это постановление будет работать в следующем году, то часть потребителей будет вынуждена остановиться», — сообщил Сергей Тарута, председатель совета директоров «Индустриального союза Донбасса».

По его словам, не исключено, что к такой мере будут вынуждены прибегнуть и в самом ИСД применительно к Днепровскому меткомбинату имени Дзержинского (ДМКД). «Мы рассматривали на совете директоров сценарий об остановке нашего предприятия в Днепродзержинске. Нам будет лучше не работать и платить людям зарплату, чем нести огромные убытки», — подчеркнул совладелец ИСД.

Энергетическое противостояние

Необходимость импорта угля связана с дефицитом топлива достаточного качества. В Украине добывают в основном энергетический уголь, тогда как коксующегося угля, который бы подходил металлургам, не хватает. Несмотря на это обстоятельство,  с 1 июня правительство ограничило импорт угля 10,2 млн. тонн в год.

Корпорация ИСД обжаловала это решение в суде и выиграла первую инстанцию. Однако министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий объявил, что Кабмин будет подавать апелляцию.

По словам Сергея Таруты, государство мотивирует свое решение о введении квот заботой об угольщиках, у которых возникли сложности со сбытом угля. «Но проблема на складах есть с энергетическим углем, проблем с коксующимся углем никогда и не было. Мы действительно покупали энергетический уголь, но это было тогда, когда и машины были «Жигули» и «Волги», куда заливался любой бензин. Сейчас никто не осмелится заливать 66-ой бензин в качественные машины. Вот и мы, металлурги, сегодня не можем покупать плохой уголь, чтобы выручать энергетиков», — подчеркнул совладелец ИСД.

«Мы покупали импортный уголь с момента создания компании. Сначала в России и Польше, потом еще и в Америке и Австралии, а недавно начали ввозить его из Индонезии», — напомнил он.

Вполне очевидно, что теперь компании придется урезать и пересматривать всю эту налаженную структуру поставок, корректировать логистику и так далее. Аналогичным образом будут вынуждены поступить и другие импортеры этого вида сырья.

То есть, решение Кабмина о квотировании импорта угля является дискриминационным по отношению ко всем металлургам в целом. И хотя объемы квот, предоставленные металлургам в текущем году, могут оказаться достаточными (см. справку), нет гарантии, что в следующем ситуация не ухудшится.

О такой проблеме говорит также Елена Крупская, директор по правовым вопросам и налогообложению ПАО «Евраз – ДМЗ им. Петровского». Она обратила внимание, что квотирование импорта угля снижает объем торговых операций между Россией и Украиной.

По мнению Сергея Ткаченко, директора правового департамента ИСД, имплементация постановления о квотировании импорта угля может иметь серьезные негативные экономические последствия для металлургической отрасли Украины, а также негативные последствия для репутации Украины как государства на международной арене. Такая мера ограничивает свободу ведения внешнеэкономической деятельности.

А глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький подчеркнул, что если начнут закрываться метпредприятия Украины, экономика государства может не выдержать. «Если закроется ДМКД, это уже сотни миллионов гривен (убытков государства) только по одному не самому крупному предприятию. Если такая цепная реакция коснется хотя бы половины отрасли, то, я думаю, что наше правительство и наш бюджет этого просто не выдержат», — полагает эксперт.

Частно-государственный интерес

Тем не менее, в Минэнерго уверены, что приоритетом для государства является поддержка отечественной угольной отрасли и обеспечение сбыта ее продукции. А постановление об ограничении импорта угля дает гарантии стабильной работы государственных шахт, которые сейчас затоварены коксующимся углем.

То есть по сути, Кабмин решил спасать от кризиса углепром за счет смежных отраслей.  Но Дмитрий Марунич, директор Института энергетических стратегий, считает, что решение о квотировании импорта выгодно не только государственным шахтам, но и предприятиям, которые арендуют структуры народного депутата Юрия Иванющенко.

«Сегодня Иванющенко арендует либо контролирует иными способами ряд крупных государственных шахт, которые добывают четверть всего коксующегося угля в стране», — констатирует эксперт.

Доказывать через суды дискриминационный характер постановления об ограничении импорта угля намерены не только металлурги, но и цементные заводы, производство которых зависит от качества используемых углей и содержания в них серы. Петр Лопатьев, исполнительный директор «Укрцемента», обратил внимание на критическую ситуацию в отрасли.

«Сейчас цементники остаются практически без угля — они совсем не получили квоты. На заводах остатков угля хватит для работы еще полтора-два месяца. Поэтому наши директора уже рассматривают варианты остановки предприятий. Даже остановка одного завода создаст дефицит на рынке и приведет к увеличению стоимости цемента. Как следствие, будут остановлены программы строительства доступного, социального жилья, сократятся инвестиции в жилищное строительство», — отметил он.

Также директор «Укрценмента» с сожалением констатировал, что чиновники, несмотря на обращения в профильные ведомства (Минрегионстрой, Минэкономразвития, Минэнерго), оставили проблемы отрасли без внимания.

Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант» обратил внимание, что негативный эффект от ограничений на ввоз углей испытывают также порты и железная дорога, у которых сокращаются объемы загрузки. Он считает, что металлурги и цементники могут добиться отмены квотирования импорта угля, но только при условии, что к процессу будут привлечены представители Всемирной торговой организации, России, Польши, Казахстана. Ведь решение правительства Николая Азарова противоречит их интересам, которые задекларированы в международных договоренностях, подписанных с Украиной.

Добыча угля в Украине в 2012 г. составила 85,7 млн. тонн. Несмотря на такие большие объемы, импорт угля остается необходимым, поскольку украинское топливо имеет низкое качество. Соответственно, металлургам его нужно больше, что повышает себестоимость производства стали и делает его нерентабельным.

В 2012 г. крупнейшими импортерами угля были «Метинвест» — 4,9 млн. тонн, ИСД — более 3,1 млн. тонн, «АрселорМиттал Кривой Рог» — 2,2 млн. тонн, «Евраз» — около 1 млн. тонн, «Донецксталь» — около 200 тыс. тонн.

По результатам распределения импортных квот в этом году холдинг «Метинвест» Рината Ахметова получил половину квот на импорт угля на три летних месяца. Ему досталось 1,95 млн. тонн угля, ИСД разрешили ввести 1,02 млн. тонн. Остальные объемы распределились следующим образом: «Евраз» — 375 тыс. тонн, «Донецксталь» — 213 тыс. тонн, «АрселорМиттал Кривой Рог» — 181,5 тыс. тонн, «Истэк» — 75 тыс. тонн.

Все статьи