В киевском Международном центре культуры и искусств («Октябрьский дворец») 29 ноября с концертом Dieter Meier & Out of the Chaos выступит легендарная швейцарская группа Yello в лице души этого коллектива — харизматичного солиста Дитера Майера, обычно выступающего в дуэте с отцом-основателем Yello Борисом Бланком. Однако в конце ноября зрители в Киеве смогут насладиться исключительно изумительным вокалом Дитера Майера, так как на этот раз в мировое турне он отправился соло, без приболевшего коллеги и друга.
В сущности, дуэт Yello — это практически единственная электронная поп-группа из Швейцарии, известная на весь мир. Кажется совершенно невероятным, но история Yello уходит своими корнями в конец далеких 1960-х гг., когда Борис Бланк стал записывать свои первые экспериментальные электронные номера на обычный магнитофон. Это была своеобразная музыка. За неимением инструментов предприимчивый Бланк для извлечения звуков и создания своих новаторских композиций использовал посуду и другую кухонную утварь, в частности бокалы, ложки, ножи и прочие хозяйственные принадлежности. «Интерес к опытам со звуком у меня с детства. Я начал записывать звуки на кухне — выдувал воздух через соломинку в стакан с водой и записывал, с каким звуком идут пузыри. Потом проигрывал на замедленной скорости, и получались дикие звуки типа «уоп-уоп-уоп». Почти такие, какие сейчас популярны в дабстепе. Да и эхо, кстати, меня завораживало с детства. Я помногу и часто бывал в горах и никогда не упускал случая крикнуть, чтобы запустить эхо. Или когда ты попадаешь в анфилады пустых комнат — какое там грандиозное эхо! Горы и комнаты, наполненные отраженным звуком,— это прекрасный мир моего детства и в некотором роде мир, в котором я по-прежнему живу. По сути, я так и остался ребенком. Потом, как бы повзрослев, стал записывать разные бытовые шумы — стуки, трески и прочее. Переписывал их на магнитные ленты, делал из них кольца, зацикливал, удлинял и укорачивал, ускорял и замедлял… Так у меня получались сумасшедшие треки со странным ритмом, звуками и шумами. Занимался тем, что сейчас называют «семплинг». Потом мне в руки попал магнитофон Revox, завороживший меня возможностью записи с эффектом эха. Это был первый «электронный инструмент», которым я стал активно пользоваться»,— вспоминает Борис Бланк.
Свои неожиданные находки он долгое время пытался приспособить в различных группах, но без особенного успеха. Считается, что переломной в карьере Бориса Бланка стала встреча со звукорежиссером и музыкантом Карлосом Пероном. С ним-то Бланк смог наконец-то создать свою первую профессиональную студию. В 1978 г. они предприняли путешествие в Сан-Франциско, чтобы познакомиться со своими кумирами — американской авангардистской группой The Residents и завести контакты с рекординговыми компаниями. Возвратившись домой, в Швейцарию, Бланк и Перон вскоре встретились с человеком, который позже стал еще одним членом Yello. Это и был Дитер Майер. «Мы познакомились с Дитером в 1979 г. У меня с Карлосом Пероном, который тогда был моим лучшим другом и наставником, была простейшая студия, установленная на кухне квартирки Перона. Там были четырехканальный микшерный пульт, два ленточных магнитофона и два-три синтезатора. На этой нехитрой технике мы записывали наши первые композиции, вместо того чтобы готовить завтраки и обеды,— рассказал однажды Борис Бланк.— Мы были знакомы с владельцем лучшего магазина пластинок в Цюрихе, который назывался MusikMarket,— там был прекрасный выбор винила из Англии и Штатов. Мы часто туда заходили: слушали музыку, покупали диски. Я, конечно же, дал ему послушать кассету с нашими первыми опытами. «Прекрасная музыка, Борис,— сказал хозяин MusikMarket.— Но она станет еще лучше, если вы найдете вокалиста. Знаю тут одного парня, который вам подойдет. Его имя Дитер Майер». По словам Бориса Бланка, Дитер не заставил себя ждать. «Он пришел к нам на кухню сам, в субботу в два часа. Мы дали ему микрофон, запустили один из наших треков, и он начал петь. Он пел так громко, что на следующий день соседи выперли нас из этой квартиры. Нам пришлось переехать с нашей кухонной техникой в студию Дитера. Он занимал большое пространство на заброшенной фабрике — хранил там свои картины. В одной из комнат, где раньше стояла громоздкая машинерия, мы установили наш пульт, магнитофоны и синтезаторы. В этой комнате, собственно, и родилась группа Yello»,— подчеркивает Бланк.
Дитер Майер на удивление легко и естественно вписался в группу, и в 1979 г. на американском лейбле Ralph вышел полностью «отшлифованный» дебютный альбом. Именно этот год считается началом отсчета реальной истории группы, ведь именно на этом диске появились ставшие знаменитыми танцевальные номера с сочной ритмикой, такие как Night Flanger, Downtown Samba, Eternal Legs или Bostich. Вот как это было. «Прибыв в Сан-Франциско, мы первым делом на радостях напились. На следующий день, в субботу, с похмелья, мы начали названивать в офис Ralph Records. Произошло чудо: трубку подняли. «Привет, мы два парня из Швейцарии, которые хотели бы показать вам свою музыку». Нам ответили: «О, да? Швеция! Ну, конечно, знаем! Прекрасная страна! О’кей, приходите». Мы пришли и познакомились с этими парнями, они нам показали свою студию, технику и то, как они работают. Мы им поставили наши кассеты. Наша музыка им вроде бы понравилась. Но потом в Лос-Анджелесе мы еще дополнительно прошлись по офисам других лейблов — RCA, EMI, Warner Brothers и т.д. Но там над нашей музыкой только посмеялись. Уж очень она была дикая по тем временам. Но вот когда мы вернулись в Швейцарию, в почтовом ящике нас ожидало письмо c предложением подписать контракт. Вскоре после этого мы встретили Дитера, и сразу как-то все завертелось»,— свидетельствует Борис Бланк.
Несмотря на то, что в музыке Yello явно чувствовалась весьма неординарная смесь звучания Pink Floyd, Tangerine Dream и Жан-Мишеля Жарра, такое стилевой разнобой отнюдь не резал ухо, а, наоборот, был жив и свеж. «Я был и остаюсь поклонником ранних Pink Floyd. Думаю, что Pink Floyd исторически были даже важнее The Beatles, особенно для развития электронной музыки,— отмечает Бланк.— Кстати, я все еще не оставляю надежды пригласить на запись новых песен Yello Дэвида Гилмора, чтобы он сыграл соло на гитаре,— у меня с ним есть один хороший общий знакомый».
Второй диск, вышедший через год, по сравнению с первым обладал большей строгостью в аранжировке. Уже первые альбомы группы оказались превосходными образцами семплерной технологии, представляющими сказочное царство звуков. Критики также обратили внимание, что тексты Yello населены самыми диковинными персонажами, среди которых коварные и обольстительные легкомысленные красотки, рисковые торговые агенты, сыщики и автогонщики. А завоевание международной аудитории всерьез началось с выпуска альбома You Gotta Say Yes To Another Excess. Он пришелся по нраву как публике, так и критикам, а композиции I Love You и Lost Again стали настоящими хитами. Соединение игры слов в дадаистских текстах с элементами современной электронной музыки создавало определенную атмосферу и способствовало появлению армии поклонников. Перед работой над альбомом Stella, не выдержав диктатуры Бланка, из команды ушел Карлос Перон. Но его уход мало что изменил в работе ансамбля, который уже обладал студией с самой современной техникой. Для записи диска дуэт впервые пригласил в студию музыкантов сопровождения с классическими инструментами, такая практика себя полностью оправдала и работает поныне. Альбом Stella обладал необыкновенной изысканностью и был гораздо живее и энергичнее, чем его предшественники. Большая заслуга в этом сессионного гитариста Чико Хабласа, сотрудничавшего с дуэтом и в более поздние времена, а также перкуссиониста Бита Эша. Эпические протяженные композиции группы, выполненные совершенно без дискотечной стерильности, свидетельствовали об умении музыкантов манипулировать самыми разнообразными влияниями. Впервые в музыке Yello можно было услышать эксперименты и с женским вокалом.
За сборником перемикшированных вещей 1980-1985 гг. после периода расслабления последовал альбом One Second, записанный при участии Ширли Бэсси и бывшего вокалиста английской группы Associates Билли Маккензи. Кстати, этот диск считается многими критиками лучшим в творчестве ансамбля. Концептуально он стал и основой для следующих пластинок.
На сегодня дискография Yello насчитывает двадцать пластинок, включая как разнообразные сборники, так и полноформатные студийные работы. Кроме того, музыка группы нередко с успехом используется в качестве саундтреков в полнометражных художественных фильмах и на телевидении.
В программе нынешнего шоу в Киеве прозвучат все самые известные хиты Yello, написанные за весь период творчества группы, среди которых легендарные The Race, Vicious Games и Oh Yeah.