Украинская национальная идея воспитанная лучшими сынами и дочерьми Украина: Григорием Сковородой, Тарасом Шевченко, Лесей Украинский, Иваном Франко, неразрывно связана с идеей социальной справедливости.
Для того, чтобы подойти к понятию, что такое национальная идея, раскроем содержание, форму и связь таких понятий, как народ, гражданское общество, нация, государство.
Традиционно так случилось, что наука о государстве, рассматривая такие ее элементы, как территория, население и власть, основное внимание уделяет власти. При изучении демократического общества анализируют в основном взаимодействие гражданского общества и власти. Соотношению же нации и государства уделяется меньшее внимание. Среди украинских авторов, изучавших в начале нашего века национальную проблему, вспомним М. Михновского, В. Старосольского, В. Липинского, Д. Донцова, М. Грушевского, И. А. Бочковского, С . Рудницкого. Особенно отметим труды проф. Л. Ребета, в которых исследовалась роль нации в национальном государстве.
Для точного понимания поставленной проблемы начнем с определений. Народ – это совокупность граждан, которые в данный момент проживают на данной территории и объединены в государство. Нация – категория историческая. Нация – это политически организованный народ, это сообщество, имеет свою волю, свои традиции, менталитет, осознает и ценит свою историю, несет ответственность и беспокоится за будущее. За Л. Ребетом, центральными пунктами в оценке явления нации является государство и культура, а с психологической стороны – сознание и воля.
Суть нации проявляется в ее социальной психологии: «Взаимоотношения между внешними и внутренними видами национальной жизни определяются круговоротом между бытием, родило идею, и идеей, творящей бытие … По этой причине нации – это прочные формы человеческой жизни, и исторически сложившаяся социальная и социально-психологическая структура каждой нации имеет непосредственное отношение к структуре государства, в котором отражается ее характер. Ибо государства существуют в принципе как национальные государства, а государство и нация связаны между собой так, как связаны форма с содержанием».
Итак, насколько нация создает собственное государство, настолько государство создает нацию. Каждая нация стремится к самодостаточного существования. Украинская нация, как и все современные нации есть многоэтническом. Ядром нации, коренной нацией, сугубо украинский этнос. Вокруг этого ядра объединяются «национальные меньшинства». Исторически сложилось такое взаимопроникновение, переплетение, такой синтез украинского этноса с «национальными меньшинствами», что крайняя доктрина типа «Украина – для украинских» является разрушительной, неприемлемой. Как и всякие крайности, ее надо отвергать. Более того, против этой доктрины нужно бороться для сохранения нации, для ее будущего. Это доктрина реакционеров-шовинистов, которые исповедуют национальную, расовую исключительность и разжигают на этой почве взаимной ненависть и вражду.
Полезно вспомнить мысли В. Липинского о том, что быть патриотом – это прежде всего требовать хороших и добрых поступков от себя, как от Украинского , а не прежде всего ненавидеть других потому, что они «не – Украинский». Быть патриотом – это значит ценить и иметь общественные, политические, государственно устремления, заботиться о развитии и будущее своей нации. Исторический опыт США и многих других многоэтнических стран показывает, что историческую перспективу имеет «синтетическая» концепция нации: когда в процессе конституирования национальной идеи и национального сознания исходят не из одной, а из совокупности доминант нации: этнического происхождения, территориального единства, культуры, духовности, экономики, самосознания, общественных институтов прав человека, гражданского общества, гражданства, исторических и политических факторов.
Итак, нация – это комплексное сложное понятие , которое охватывает все стороны жизни с памятью о прошлом, с проблемами настоящего и мечтами о будущем. При этом речь – это предпосылка и следствие формирования нации. Все проблемы развития нации отражаются в проблемах языка. Ассимиляция нации, ее растворения в ядре другой, более сильной нации начинается именно с языковой ассимиляции, а начало возрождения, становления нации – по возрождению общегосударственной языка.
Поскольку нация – это организованный народ, то его организация происходит через институты государства и гражданского общества на основе национальной идеи как совокупности намерений постичь новое бытие. Национальная идея – это, по сути своей, идеология развития нации и государства. Как известно, идеология – это цель, мотивация и оценка деятельности, элемент общественного сознания, формула поведения, ответственность, схема распределения собственности, власти и информации, правила взаимодействия граждан, гражданского общества и властной и политической элиты.
Таким образом, национальная идея глобальной, всеобъемлющей и реализуется через национальные интересы во внутренней и внешней политике государства. Это и стратегия развития государства, и политическая программа, и экономическая политика, это единство духовности и морали на основе менталитета народа. В основе национальной идеи лежит постоянный рост благосостояния нации, обеспечения и сохранения условий для развития будущего поколения на основе своей государственности, экономической самодостаточности, культуры, языка, духовности, образованности.
Национальная идея по своему содержанию полностью отрицает идеологию Чикагской экономической модели, содержание монетаристской экономической политики, поэтому сторонники нынешних реформ не могут руководствоваться национальной идеей, они ее не способны воспринять.
Особенности и признаки украинской нации, специфические природные ресурсы и географическое положение, самодостаточность нации предопределяют то, что в Украине может быть только украинский модель развития – не европейская, американская или российская, а только украинская. Конечно, это не означает, что при развитии украинской модели общества нужно пренебрегать опытом других.
Рассмотрим теперь подробнее вопрос о том, кто и почему в ХХI в. относится неодобрительно к национальной идее. Вспомним о двух крайностях развития цивилизации в ХХ в. по степени вмешательства государства в экономику, определяется в первую очередь формами собственности: классический капитализм (свободный рынок) и государственный социализм (централизованное плановое хозяйство). Именно этим крайностям мешает такое явление, как нация и национальная идея, которое противоречит суперкапиталистичний и большевистской теориям. С одной стороны – идея мирового правительства, интеграции в мировую экономику, а с другой – мировой коммунистической революции. Как видим, общим в двух теориях является интернационализм и глобализация экономики.
Содержание национальной идеи можно до конца раскрыть, только осознав цели и методы взаимодействия развитых стран (стран элитаризма) и периферии мирового хозяйства. Развитые страны улучшают уровень жизни своего населения за счет усиления эксплуатации, преобразования стран периферии мирового хозяйства в сырьевые придатки и рынки сбыта. Исходя из этого, развитые страны пропагандируют в слаборазвитых политику либерализации внешнеэкономической деятельности, свободной торговле, открытость общества, массовую культуру. Интеграция же в мировой экономике определяется соответствующим развитием технологий, поэтому никогда слаборазвитые страны не могут равноправно интегрироваться с развитыми.
В слаборазвитых странах свободного рынка, классического капитализма, открытости экономики всегда больше, чем в развитых. В развитых странах, явно или нет, но четко очерченная национальная идея, которая однозначно реализуется через национальные интересы (США, Япония, Германия и др.).. В них царит модель смешанной экономики, а не свободный рынок и совершенная конкуренция. Свобода личности подчинена общественным интересам. Классический же капитализм, особенно по модели Адама Смита и Чикагской школы, которую навязали Украине международные финансовые организации через условия сотрудничества с ними, – это атомизация (индивидуализация), распыление общества, травления люди таких черт, как солидарность и сочувствие. Очевидно, что сравнение признаков классического капитализма с признаками нации и национальной идеи свидетельствует об их разногласия и даже во многом противоположности. Национальная идея по своему содержанию утверждает идеологию развитых стран.
Итак, если Украина ставит задачу свернуть с пути классического капитализма на путь смешанной экономики, в круг развитых государств, то нужна своя идеология, своя национальная идея Как видим, политические партии, деятели крайньоливих и крайньоправих взглядов, с одинаковой упорством (возможно, различными методами и под разными лозунгами) будут бороться против национальной идеи, потому что именно она мешает им развивать как государственный социализм (коммунизм), так и дикий капитализм.
Внедрение модели классического капитализма под влиянием иностранных советников, международных финансовых организаций, реализация чужой национальной идеи и чужих интересов означает предательство украинской национальной идеи. Отметим, что применение концепции крайностей развития общества дает возможность четко определиться относительно гоббсовский и кантовской парадигм национальной идеи и национальной безопасности. Как известно, гоббсовский парадигма национальной идеи и национальной безопасности определяет главной целью реализацию национальных интересов: обеспечение собственной территориальной целостности, национального единства и национального развития через создание и развитие собственного государства. Очевидно, что гоббсовский парадигма является идеологической основой развитых стран.
Кантовская парадигма национальной идеи и национальной безопасности основывается на том, что она отрицает современные системы национальных государств, утверждает достижения вечного мира и согласия путем создания всемирной федерации и введение всемирного гражданства, т.е. кантовская парадигма соответствует парадигме свободного рынка, парадигме свободы и безопасности в первую очередь лица, следовательно, является идеологией такой крайности развития общества, как классический (дикий) капитализм. Эта парадигма навязывается странам периферии мирового хозяйства с целью облегчения поглощения их рынка. Изложенное позволяет вернуться к поставленному вопросу: национальная идея не сработала или ее предали? Очевидно, что реформы начались под лозунгами национальной идеи в части развития государства, а не нации. Но с тех пор, как стратегия реформ была отдана на откуп иностранным советникам и консультантам, они начали работать не на украинские национальные интересы, а интересы своих стран – стран элитаризма.
Таким образом, была предана украинская национальная идея в части государства, которое начинается с достижение экономической независимости. По развитию нации (т.е. проблемы благосостояния народа, его культуры, будущего), то им так и не начали заниматься. Отметим, что особые роль и место национальной идеи – именно на переходном периоде развития общества, на этапе его трансформации. Это следует из того, что национальная идея комплексной, ибо охватывает все стороны жизни нации, организует его и предусматривает эффективное использование институтов государства, государственного регулирования. В то же время на переходном этапе в обществе рыночные механизмы саморегуляции могут быть эффективными только при наличии рациональной структуры экономики, которую они сами по себе в принципе не способны создать.
Рациональную структуру экономики можно создать только вмешательством государства в экономику, то есть через государственное регулирование и, следовательно, на основе национальной идеи. В установившемся режиме общества уменьшается роль государственного регулирования и, следовательно, уменьшается «нагрузка» на национальную идею в рамках внутренней политики. Относительно внешней политики все зависит от национальных интересов на данном историческом этапе развития нации.
Национальная идея должна стать основой установки национального сознания на: гармоничное развитие человека, связь ее с природой, родной землей, заботу о здоровую окружающую среду, государственную поддержку всех форм собственности , семейным принцип наследования, коллективный способ работы на земле; запрете продажи земли иностранцам, ограничения иностранных инвестиций и внешних долгов, чтобы не потерять высшую ценность – Украина как общую Родину всех граждан, проживающих на ее территории; соборность, сохранения и нерушимости границ и защита территориальной целостности государства; духовную и культурную целостность и самобытность, единство духовности и морали, не отрицают прогрессивных достижений других наций патриотизм всех граждан Украины, самостоятельность и независимость действий властной элиты в национальных интересах Украины; семью – основная ячейка общества, вместе с государством отвечает за воспитание здорового молодого поколения.
Таким образом, чтобы Украина стала развитым государством с высоким жизненным уровнем народа, то в основу идеологии нового курса реформ для нее может быть возложена только национальная идея как основа мира, единения и целенаправленной деятельности общества в интересах каждого ее члена и будущих поколений. И эта идея может быть реализована только украинскими патриотами.