Объединения отечественных производителей автомобильной техники и импортеров (ассоциации «Укравтопром» и ВААИД соответственно) традиционно дали почти диаметрально противоположные оценки ситуации с утилизационным сбором, введенным в сентябре Киевом и Москвой. Но совершенно очевидно, что завязавшаяся торговая война между странами невыгодна ни тем, ни другим. Зато является лишним поводом для России напомнить нам о выгодах Таможенного союза.
Лоббисты разочарованы
Принятое Кабмином постановление о введении мер по утилизационному сбору на авто, аналогичных российским, подверглось жесткой критике со стороны отечественных производителей. «Постановление №843 является несколько поспешной и далеко не самой удачной попыткой ответить на введение Российской Федерацией утилизационного сбора с транспортных средств»,— говорится в комментарии «Укравтопрома» по поводу так называемых зеркальных мер. А ведь именно эта организация ранее неустанно обращала внимание властей на то, что стоит готовиться к такому решению России (о скором принятии было известно еще весной).
Правда, основные усилия лоббистов были сосредоточены на продвижении идеи о повышении ввозных пошлин на импортные авто. Напомним, по инициативе ряда автопроизводителей еще в 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле при Минэкономики начала спецрасследование в отношении импорта в страну автомобилей, итогом которого может стать введение пошлин на иномарки (от 6% до 15% стоимости). По данным информационно-аналитической группы Autoconsulting, решение о введении таких пошлин уже принято вышеупомянутой комиссией, однако до сих пор не обнародовано.
Представители «Укравтопрома» говорили ранее также и о том, что в случае введения Россией некоего экологического налога на новые автомобили Украине стоит задуматься об ответных мерах, направленных на поддержку отечественных производителей.
Импортеры, как водится, придерживаются иного мнения. «Я считаю, что это определенная победа автоимпортеров и дилеров»,— так прокомментировал «зеркальные меры» глава ВААИД Олег Назаренко. Его восторг объясняется просто. Украиной сбор введен исключительно в отношении российской техники. В то время как авто, ввозимые из любых других стран, остались вне поля действия нормативного акта.
«Введение сбора только в отношении российских автомобилей станет адекватной реакцией Украины на применение утилизационного сбора к украинским автомобилям со стороны России. После этого Украина и Россия смогут договориться о взаимном непризнании этой ограничительной меры, и проблема для автопроизводителей обеих стран будет снята»,— считает Олег Назаренко. Понятно, что в условиях, когда импортеры опасались ужесточения фискальной политики для всего рынка, такой точечный удар расценивается ими как лучший из худших сценариев.
Что попросят взамен на уступки
Столь однобокий подход к проблеме грозит стать поводом к усугублению экономического конфликта с Россией. Ведь она может справедливо пожаловаться на Украину в ВТО и другие международные инстанции ввиду нашего столь дискриминационного отношения именно к ее товарам.
В свою очередь, со стороны России фактический протекционизм собственного производителя, коим является так называемый утилизационный сбор, обставлен очень тонко и юридически почти безупречно. Повод — забота об экологии — вполне понятный для западного мира. Техника реализации замысла продуманна: налогообложению подлежат все автомобили, независимо от страны происхождения, внутренние производители также формально обязаны платить за утилизацию. Хотя на деле для них это не выльется в потери живых денег, в отличие от импортеров, что и создает основу для скрытого протекционизма.
Судя по всему, в Украине считают, что, напугав Россию утилизационным сбором, есть реальные шансы добиться взаимного аннулирования санкций. Об этом уже сообщил первый вице-премьер Валерий Хорошковский. «Взаимная отмена утилизационного сбора на импорт автомобилей Украиной и Россией была бы наилучшим вариантом для обеих сторон»,— заявил господин Хорошковский журналистам в кулуарах «Ялтинской европейской стратегии» в Крыму. По его словам, в данный момент стороны находятся в состоянии переговорного процесса по этому вопросу.
Тем не менее экспертами уже подсчитано: несмотря на то, что в абсолютном финансовом выражении Россия потеряет от украинских протекционистских мер больше, чем Украина от российских, фактический ущерб для автомобильных отраслей двух стран окажется несопоставимым. Ведь для украинских производителей экспорт в Россию — это 30-40% всех поставок (у отдельных, таких как ЗАЗ или «Богдан»,— до 50%). Российский экспорт к нам — около 1% совокупного выпуска. Кроме того, в данном случае мишенью российского протекционизма на собственном рынке вряд ли были именно украинские производители, чья доля там также составляет считаные проценты. Зато «зеркальный сбор», введенный Украиной, ударит прежде всего по отечественному потребителю, для которого машины из России станут дороже. В сегменте легковых авто в 2011 г. только на ВАЗы пришлось 37% всех продаж, еще 13% — на «Москвичи».
Так что сейчас Украина оказалась в ситуации, удачное разрешение которой для нас маловероятно, разве что Россия пойдет на юридически сомнительный и малоинтересный для нее шаг по взаимной отмене утилизационных сборов с Украиной, оставив в силе налог для авто из других стран. И в этом случае неизвестно, какой уступки за такой подарок с барского плеча от нас потребуют взамен. Как минимум это станет новым поводом упомянуть о том, что в Таможенном союзе нам было бы гораздо комфортнее. Если же этого не произойдет, Украине придется в одностороннем порядке отменить утилизационный сбор для России. И хорошо, если по собственной инициативе, а не вследствие долгих разбирательств в международных инстанциях.