Юрий Луканов Вчера, 16 сентября, исполнилось 12 лет со дня исчезновения Георгия Гонгадзе. Как всегда, в этот день журналисты и вообще активные граждане задаются вопросом: что изменилось после его смерти?
Некоторые, с позволения сказать, коллеги мусолят тему, дескать, и что такого совершил этот Гонгадзе, что из него сделали борца с режимом и символ украинской журналистики. Наверное, многие уже сегодня не помнят или не понимают, кем был Георгий и почему его смерть так прозвучала.
Он, действительно, не проводил громких расследований. Но он был яркий журналист, работал профессионально, старался быть объективным. Не боялся задавать острые вопросы. Как потом стало понятно из пленок майора Мельниченко, одних лишь этих фактов было достаточно для того, чтобы раздражать власть. В этом и заключался парадокс: просто яркий и смелый журналист мог раздразнить власть так, что она теряла голову от злости. И в результате сам Георгий остался без головы.
Его история, как никакая другая, показала, что политики относились к журналистам как к обслуге. Акулы пера должны без капли сомнений воспевать успехи власти в сфере «державотворення». Ну а тот, кто позволит себе в чем-то усомниться, будет заподозрен в продажности, в работе на конкурентов и в других подобных грехах. Мысль о том, что журналист может представлять из себя самостоятельную единицу и докапываться до неудобных для власти вещей без чьих-либо указаний, как-то не приходила власть имущим в голову. Иными словами: по их представлениям, акула пера должен был обслуживать либо власть, либо ее конкурентов.
За 12 лет многое изменилось. В частности, настойчивость журналистской среды не позволила похоронить это дело. Были найдены и осуждены исполнители убийства. Под судом сейчас пребывает организатор преступления. И очень нервничают те, кто предположительно заказывал убийство. За десять лет политики осознали, что трогать журналиста — себе дороже.
Но отношение нынешней власти к журналистам мало чем отличается от прежних властей. Помнится, Виктор Ющенко был разгневан тем, что журналисты посмели написать о роскошной жизни его сына. Сегодняшние лидеры нации, сцепив зубы, терпят нахальных писак, которые якобы вторгаются в их личную жизнь и пишут о Межигорье и прочих непривлекательных моментах.
Но охрана высших руководителей государства позволяет себе вести себя з журналистами, как будто это случайно забредшие на мероприятие нетрезвые хулиганы. Бросают на землю, выталкивают куда подальше, матерят их. Был случай, когда охрана премьера даже поломала телевизионную технику. А премьер Николай Азаров позволяет себе указывать журналистам, какие вопросы им нужно задавать, а какие нет.
Ну и особенно красноречивым был случай, произошедший на Всемирном газетном форуме. Во время выступления Виктора Януковича, который клялся в любви к свободе слова, его охранники на глазах у журналистов со всего мира пытались вырвать плакаты из рук их украинских коллег, декларирующих несогласие с президентом Украины.
Но если раньше власть как-то реагировала на статьи журналистов, то нынешняя просто тупо игнорирует. Написали о том, что министр увел из бюджета $150 млн.,— ну и черт с ним. В ответ — молчание. Никаких уголовных дел. О Межигорье пишут уже романы. Виктор Янукович, игнорируя все публикации, продолжает строительство своего гнездышка.
Можно привести еще немало примеров. Видимо, хваленая стабильность от Януковича заключается в игнорировании общественного мнения. Но это ведь не может продолжаться вечно. Произойдет взрыв, и тогда никому мало не покажется.