Россия ведет переговоры с бывшими союзниками в холодной войне — Кубой и Вьетнамом, а также с Сейшельскими островами — об установке на их территориях баз для ремонта и дозаправки военных кораблей
«Штаб военно-морского флота (ВМФ) продолжает работу по обеспечению базирования сил за пределами России. В рамках этой работы на международном уровне прорабатываются вопросы создания пунктов материально-технического обеспечения на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама»,— заявил главнокомандующий ВМФ России вице-адмирал Виктор Чирков.
На территориях Кубы и Вьетнама в советские годы Россия уже устанавливала военные объекты. Однако в начале 2000-х гг. страна отказалась продлевать их аренду. Курс на укрепление военной мощи Москва взяла в прошлом году в связи с иностранной интервенцией сил Запада в Ливии. Отношения России и США — бывших соперников в холодной войне — накаляются из-за сооружения Штатами противовоздушного шита вокруг РФ и гражданской войны в Сирии, в которой две сверхдержавы поддерживают противоположные стороны конфликта.
Правительство Владимира Путина сообщило о планах потратить на нужды обороны 23 трлн. руб. ($712 млрд.) в нынешнем десятилетии, включая 4,4 трлн. руб. в 2013 г., что на 19% превысит расходы нынешнего года.
В настоящее время Россия имеет лишь два военно-морских объекта вне своих территорий — в украинском Севастополе и сирийском Тартусе, где базируются 50 российских военных моряков, заправочный док и плавучая мастерская, обслуживающая корабли в Средиземном море, Аденском заливе и Индийском океане. Тартусской базы Россия может вскоре лишиться, поскольку сирийское правительство Башара Асада рискует проиграть войну на выживание с повстанцами, которых поддерживает Запад.
В настоящее время эскадра российских военных кораблей, включая несколько атакующих судов с десантниками на борту, направляется в Тартус, чтобы наглядно продемонстрировать позицию Москвы, поддерживающую режим Башара Асада.
По словам Виктора Чиркова, зарубежные базы необходимы России, в частности, для обеспечения судов, выполняющих антипиратские миссии. Вице-адмирал утверждает, что России выгоднее содержать за рубежом пункты материально-технической поддержки, чем отправлять к месту нахождения кораблей суда обеспечения.
Сегодня президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг сообщил о готовности предоставить России возможность для создания пункта материально-технического обеспечения в порту Камрань. Впрочем, глава азиатского государства заявил, что отныне не намерен передавать иностранным государствам свою территорию для военных целей. Скорее всего, вернуться на свою территорию российским военным не разрешит и Куба, президент которой Рауль Кастро недавно сообщил о желании восстановить отношения с США. Однако у России в запасе остается множество других стран, с которыми можно договориться.
Ранее сообщалось, что правительство России ведет переговоры о создании баз ВМФ на острове Сокотра в Йемене и в Джибути на северо-востоке Африки. О желании разместить на своей территории российскую военно-морскую базу заявляли власти Сомали.
По словам экспертов, стремление россиян разместить военные объекты за рубежом, на фоне противостояния интересов России и США в Сирии, может создать у многих американцев впечатление, что российский медведь, до этого спокойно лежавший в берлоге, рычит и встает на лапы.
Однако ни о какой экспансии речь пока не идет. Успокаивая общественность, американское информагентство Bloomberg сообщает, что у России в текущий момент недостаточно военно-морских ресурсов, чтобы обеспечить постоянное присутствие за пределами своих территориальных вод. Страна имеет в наличии лишь 30 крупных военных кораблей, распределенных между пятью флотами.