Московским лозунгам не нашлось места в киевском музее

17 мая 2012, 8:10
no image

В Киеве открылся масштабный международный арт-проект «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме», инициированный и организованный Mironova Gallery. Под руководством автора идеи Олега Кулика, а также кураторов проекта Константина Дорошенко и Анастасии Шавлоховой 43 художника из Украины и России превратили легендарное здание в сплошную инсталляцию

В проекте «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» все взаимосвязано, все не случайно, и все имеет свое значение. Начиная от места, в котором реализован проект, и заканчивая последовательностью размещения экспозиции. Выбирая для реализации проекта пространство «Шоколадного дома», организаторы проводят параллель между настроениями, которые преобладали в обществе в начале ХХ века, и тем, что происходит сейчас, ведь все циклично. То, символом и следствием чего был особняк и его интерьеры, актуальны и в нынешнее время, они не просто являются фоном для выставленных работ, но вступают в диалог с произведениями современных художников. «И тогда все дышало ощущением перемен и революций. И это стремительное богатство привело буржуазию к желанию также стремительно освоить всю культуру, приобретая ее в свою личную собственность, это количество, которое так и не перешло в качество, становится самодовлеющим,— отмечает Олег Кулик.— Как и 120 лет назад, внутреннее беспокойство у людей сейчас принимает уже откровенные формы. С одной стороны — роскошь, накопление, немыслимое процветание. А с другой — неуверенность и беспокойство, растерянность, ощущение зыбкости, предчувствие краха, нарастание огромной волны протестов, внутреннего напряжения».

Внутреннее напряжение у посетителей экспозиции возникает уже на подступах к «Шоколадному дому». У входа расположен объект Жанны Кадыровой «Камера слежения» как символ ограничения свободы человека. Под тяжелым бетонным оком камеры всякий входящий испытывает жуткий дискомфорт. «Это олицетворение невроза в обществе,— комментирует Олег Кулик.— Так же он отсекает все лишнее, как при входе к храм. Только в нашем случае — это храм золотого тельца, которого мы так и не преодолели». Олег Кулик акцентирует внимание на несовместимости «свободы рынка» и «личной свободы человека». Наращивания капиталов, поддержание духа потребления противоречит всему человеческому, провоцирует болезненные ощущения. «Свобода коммерции, большему мы не научились. Почему же апокалипсис? Вроде, все есть, но тогда зачем столько полиции, армий, откуда столько недовольных? — задается вопросом Кулик.— Потому что в «процветании» человек идет на фиг, только после хлыста он начинает шевелиться и что-то производить, отсюда и выбор — либо свобода человека, либо свобода рынка».

Похороны лозунга «Да здравствует свобода капитализма» — своего рода символ апокалипсиса современной модели развития общества. Дальше развивает эту идею работа Анатолия Осмоловского «Это вы сделали? – Нет, это вы сделали» — голова Ленина, посаженная на кол. С одной стороны это символ того, что мы делаем с неугодными кумирами, с другой — симптоматично само по себе его возвращение. Поддерживает тему инсталляция Дмитрия Гутова «Я наступаю на скрытые точки». Зритель, входя в зал, слышит вопли на разных языках — звуковой ряд демонстраций и актов протеста — символ того, что не все довольны в эпоху бесконечного потребления. Появляются новые герои — в центре современных витражей — персонажи мультфильма South Park, созданные из вилок для канапе. Дальнейшее знакомство с проектом проходит в том же духе, переходя из одного зала в другой, вместо того, чтобы распутать клубок, ты тянешь за новые нити.

Куратор проекта Константин Дорошенко продолжает развивать идею проекта «Фатальные стратегии», реализованного осенью прошлого года совместно с Ольгой Громовой. Так, например, продолжением этой темы можно считать работу Кирилла Проценко «Танцор диско» и «Дух сопротивления» Владимира Сая. Они, по мнению Дорошенко, призваны напомнить о том, что все, в чем есть жизнь и секс,— неидеально, конечно, и смертно, вечны же только клоны и симулякры. «Комфорт в кубе» (негласное название «Ад», авторы — Ольга Громова, Роман Жук, Юрий Вакуленко и Mujuice) также развивает тему. Мы стремимся к комфорту, безопасности, спокойствию, создаем закрытые уютные коконы для жизни. Но это лишь иллюзия, ведь в зону нашего комфорта жизнь как раз и не проникает. Фактически, это замкнутое, безвоздушное, застойное состояние, в котором можно разве что преть и гнить.

Характерно, что еще до официального открытия одна из инсталляций подверглась цензуре, вследствие чего художники Джанян Люсинэ и Алексей Кнедляковский решили снять свою работу с экспозиции. Это была своего рода панорама Садового кольца, в которой были размещены картонные человечки с лозунгами в руках, с реальными текстами (а-ля «Они убили выборы», «Путин — п-с» «Вас на…» и т.п.), которыми пестрил интернет и недавние митинги в Москве. Однако кто-то счел появление лозунгов «Путин — козел» и т.п. слишком опасным и убрал 16 фигурок, которые держали эти тесты, в надежде, что художники не обнаружат пропажи. «Мы исследовали феномен того, как люди превращаются в толпу, в смешных картонных человечков. По факту же получилось, что даже такие картонные человечки, помещенные в пространство галереи, у кого-то вызывают волнение и недовольство,— прокомментировала Джанян.— Теперь мы знаем, что и в Украине есть цензура».

Все статьи