Неделя изобиловала резонансными событиями, но воспринимались они вяло. Даже такая интересная акция, как «вылазка» теперь уже бывшего члена парламентской фракции БЮТБ Романа Забзалюка в стан «врага», когда он записал на айфон (?!) вербовку себя нардепом Игорем Рыбаковым за $450 тыс., не удостоилась того, чтобы стать темой политических телешоу
Напомним, Игорь Рыбаков, лидер фракции «Реформы ради будущего», якобы дал единоразово $450 тыс. перебежчику из БЮТБ Роману Забзалюку, а потом обещал выплачивать ему ежемесячное пособие в размере $25 тыс. В Сети выложены диалоги Рыбакова и Забзалюка. Прослушивая их, возникает дежавю, словно это записи из «фонотеки» майора Мельниченко. В той же разудалой манере, как у Леонида Кучмы, из динамиков слышатся матерщина и цифры. То есть форма беседы — мат, деньги — содержание.
Кстати, военное звание у Забзалюка выше, чем у Мельниченко — подполковник. И ниже, чем полковника Максима Исаева (Штирлица). Месяц назад политолог Валерий Дымов недоумевал по поводу декабрьского выхода из БЮТБ Забзалюка: «БЮТБ оставляют авторитетные бойцы. Роман Забзалюк — правая рука руководителя фракции Андрея Кожемякина. Он входит в узкий круг бютовцев, имеющих прямой контакт с Юлией Владимировной. Работает в Комитете по борьбе с коррупцией. Был участником боевых действий в Афганистане, награжден Орденом Красной Звезды». В общем, Забзалюк высечен из кремня и стали. И сколько радости было, когда вдруг выяснилось, что «правая рука» вернулась к генералу Кожемякину. По «Реформам ради будущего» нанесен такой удар, что на странице Wikipedia, посвященной нардепу Рыбакову, появился термин «тушка». Его фракцию мгновенно покинул чувствительный Тарас Черновол, сказав, что не «желает марать руки об эту грязь». Но в декабре 2004 г. она (грязь) не мешала ему перейти в лагерь своих политических оппонентов — Партию регионов. Тарас Вячеславович совершил тогда вдвойне «контрреволюционный» поступок, возглавив штаб Виктора Януковича перед переголосованием второго тура президентских выборов. Из каких соображений? Идейные были противоположными. Значит, из коммерческих. Откуда же сегодня возникла у него аллергия на коррупционный скандал?
Остаток недели «Реформы ради будущего» настойчиво требовали у Забзалюка деньги обратно. Не пол-лимона баксов, а $100 тыс.— сумму, якобы собранную фракцией на лечение Забзалюка от рака в Израиле. Это, как выясняется, «легенда» бютовца. Но легенды легендами, а какую же сумму он получил от Рыбакова: полмиллиона или в пять раз меньше? Генерал Кожемякин напустил туману в денежном вопросе. На брифинге глава фракции БЮТБ трижды не ответил по этому поводу: «Относительно финансовой части, все будет по закону».
Что касается наших законов, история может иметь непредсказуемое продолжение. Возбуждение местной прокуратурой дел по подобным фактам, как правило, имеет негативные последствия для самого «вскрывателя» общественных язв. Злополучный Мельниченко несколько раз объявлялся то преступником, то героем, пока недавно снова не покинул пределы страны. Поэтому заявление Забзалюка, который за три дня в своей вышиванке и пиджаке стал знаковой фигурой, вполне резонно: «Если увижу, ГПУ попытается сделать меня виноватым и посадить за решетку, буду просить политического убежища».
«Айфонный» скандал протекает на фоне «сырного». Когда министр агрополитики Украины Николай Присяжнюк уже договорился о снятии запрета на украинский сыр с главным «продуктовым оружием» России — санврачом РФ Геннадием Онищенко, премьер Николай Азаров возьми и скажи на лекции в Латвийском университете: «Наши сыры прекрасного качества. Никакого там пальмового масла нет, но такие уловки есть. Это является обычной практикой, когда компании лоббируют в правительствах ограничительные меры. В результате создаются ненужные барьеры, но рано или поздно мы договоримся и эти барьеры снимем». Азаров обозвал Онищенко «лоббистом» и «барьером». Тот в ответ разразился гневной тирадой: «До получения объяснений возвращаем ситуацию на состояние первой половины дня четверга (до переговоров с Присяжнюком)». Санврач перешел к личным нападкам. «Я ознакомился с этими комментариями на лекции. Возникает вопрос — была ли компетенция у министра сельского хозяйства для ведения переговоров? Мы готовы к тому, что дальнейшие переговоры по сыру будет вести Министерство культуры Украины»,— злорадствовал Онищенко. «Ваш санврач позволяет себе высказываться в адрес премьер-министра,— разобиделся Николай Янович.— У нас разве бы позволил главный санврач что-то говорить в адрес премьер-министра России? Он завтра бы вылетел с работы». Это понятно. Но так же ясно, что устами Онищенко говорит Путин.
Хотя кто только не говорит в России от лица ВВП? Причем по уровню откровенности эти высказывания соперничают с «тушкагейтом». Руководитель путинского избирательного штаба режиссер Станислав Говорухин заявил, желая похвалить патрона: «Сегодня мы снова вернулись к нормальной, цивилизованной коррупции».
Вот ответ, почему на резонансные события такая низкая общественная активность — коррупция у нас стала законной. Правда глаза уже не колет. Привыкли.