Суммарная выручка по итогам вечерних торгов аукционного дома Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма» и «Искусство сюрреализма», прошедших в Лондоне, составила 134,9 млн. фунтов стерлингов. С молотка ушли 86% от всех выставленных на продажу лотов, что составило 93% в денежном выражении
В результате двух аукционов три работы были проданы за суммы свыше 10 млн. фунтов стерлингов, а шесть лотов — по ценам свыше 5 млн. фунтов стерлингов. Отметку в 1 млн. фунтов стерлингов превысили 28 лотов.
Уверенная борьба ставок привела к существенному превышению суммарного эстимейта двух распродаж. При этом, как и ожидалось, бесспорным фаворитом торгов стала скульптура Генри Мура (1898-1986) «Полулежащая фигура: фестиваль», нашедшая своего покупателя за 19,1 млн. фунтов стерлингов. Это новый ценовой рекорд на работы Мура.
В этом контексте, а также принимая во внимание тот факт, что вскоре в музеях Московского Кремля откроется выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры», Christie’s посчитал нужным объявить о том, что в столице Российской Федерации планируется провести специальное мероприятие, посвященное творчеству выдающегося скульптора. В его рамках ведущие эксперты и специалисты аукционного дома обсудят различные аспекты жизни, творческого наследия и современного рынка работ Генри Мура. Ценовой рекорд установлен и полотном Хоана Миро, проданным за 16,8 млн. фунтов стерлингов.
«Более чем уверенные результаты прошедших торгов свидетельствуют о том, что арт-рынок по-прежнему демонстрирует повышенный спрос в отношении редких и выдающихся произведений искусства,— заявила Джованна Бертаззони, глава международного департамента «Искусство импрессионизма и модернизма» Christie’s.— Надо сказать, что этот сегмент рынка крайне чутко реагирует на любые изменения, в то время как коллекционеры пристально следят за появлением новых, ранее не выставлявшихся на продажу работ. Для нас является большой честью тот факт, что в ходе данных торгов были установлены два ценовых рекорда на произведения таких выдающихся творцов ХХ века, как Генри Мур и Хоан Миро. Следует отметить и тот факт, что в обоих случаях мы выставляли на продажу работы, которые занимают почетное место среди наиболее заметных творений того и другого художника, а их неоспоримо высокое качество послужило формированию столь высокой цены».
Торги проходили в жесткой и интересной борьбе между коллекционерами. В частности, скульптуру Мура после пятиминутной «войны ставок» приобрел участвовавший в торгах по телефону покупатель, пожелавший остаться неназванным.
То пристальное внимание, с которым ценители творчества Генри Мура отнеслись к предложению Christie’s, совершенно не удивляет. Известно, что ваятель задумал работу над скульптурой в 1951 г., а заказ на ее создание был получен Муром от Совета по искусствам Великобритании вскоре после того, как он стал призером Венецианской биеннале.
В свою очередь вполне предсказуем был высокий интерес к работе «Картина-стихотворение («Тело моей темноволосой женщины, потому что я люблю ее как своего котенка, одетую в салатово-зеленый град, что совершенно неважно»)» кисти Хоана Миро (1893-1983), ушедшей с молотка за рекордные 16,8 млн. фунтов стерлингов при эстимейте в 6-9 млн. Картина была написана в 1925 г., на продажу выставлялась из частного нью-йоркского собрания, а по словам экспертов, она представляет собой одно из наиболее выдающихся сюрреалистических полотен художника из всех, что появлялись на рынке за последнее десятилетие. По мнению друга и биографа художника Жака Дюпена «Картина-стихотворение», без сомнения, является «наиболее известной картиной-стихотворением из всех, что были созданы Миро».
Картина Хуана Гриса (1887-1927) «Книга», написанная им в Париже в период с конца 1914-го по начало 1915 г., нашла своего покупателя за 10,3 млн. фунтов стерлингов. Следует отметить, что в 1945 г. эта работа стала частью эпохальной послевоенной выставки «Кубизм», проходившей в парижской Galerie de France. Она также активно выставлялась в Европе и США в 1950-е и 1960-е, после чего пропала из вида на целых 30 лет, появившись вновь лишь на ретроспективной выставке 2005 г., проходившей в Мадриде.
Главным же топ-лотом в секции работ из коллекции Элизабет Тейлор, собравшей в сумме 13,7 млн. фунтов стерлингов, стало датируемое 1889 г. полотно Винсента Ван Гога (1853-1890) под названием «Вид на приют и часовню в Сен-Реми», ушедшее с молотка за 10,1 млн. фунтов стерлингов. В 1963 г. этот замечательный осенний пейзаж был приобретен от лица госпожи Тейлор ее отцом Френсисом Тейлором, являвшимся известным арт-дилером. На протяжении последних 20 лет картина ни разу не экспонировалась публично. Следует отметить и хорошую выручку за пейзаж Камиля Писсарро (1830-1903) «Яблони в Эраньи»,— в итоге его нынешней стоимостью стали 2,9 млн. фунтов стерлингов, а также за «Автопортрет» Эдгара Дега (1834-1917), проданный за 713 тыс. фунтов стерлингов.
Также в ходе торгов с молотка за общую сумму в 11,7 млн. фунтов стерлингов ушли 17 работ из коллекции Хубертуса Вальда.