В интервью Фокусу Арсений Яценюк, самый рейтинговый из оставшихся на свободе оппозиционеров, рассказал об одном из главных политических трендов будущего года – масштабном объединении оппозиции
В отсутствие своего основного конкурента, Юлии Тимошенко, одним из координаторов объединения оппозиции стал глава «Фронта змін» Арсений Яценюк. В случае победы оппонентов власти на выборах он может стать главным претендентом на лидерство в парламентском большинстве.
– Вы ведёте активные переговоры с «Батькивщиной» и ВО «Свобода» Олега Тягнибока, который часто вас критиковал. С ним удастся достичь компромисса?
– У нас идут сложные политконсультации. Каждая сила хочет получить большее количество мандатов. Но главное – вообще их получить. На сегодня у оппозиции два подхода: распространиться на все 225 округов, и второй – сконцентрироваться на 150 округах. Мы подсчитали, что нам имеет смысл активно работать в 175 округах, в том числе на востоке.
– Тимошенко чётко высказалась за создание единой партии на основе всех оппозиционных сил. Вы обсуждали этот вариант с Турчиновым?
– Давайте сначала решим вопрос по объединению по мажоритарке, а потом перейдём на уровень выше.
– Будете брать в свой партийный список деятелей культуры? Тимошенко вот говорила о кандидатуре Лины Костенко.
– Как только моральный авторитет возглавляет список партии, он сразу перестаёт им быть. Это не его работа. Он – символ. Деятели культуры должны заниматься культурой. Спортсмены должны заниматься спортом, потому что они победители там. Политика – это работа. Политикой занимаются профессионалы.
– Вы сами вспомнили о спортсменах. Вы ведёте переговоры с «Ударом» Виталия Кличко? Есть конкретные договорённости по объединению?
– Скажу так, он не сидит за столом переговоров, но разного уровня консультации проводятся.
– Популярность оппозиции и рейтинг власти накануне выборов напрямую будут зависеть от экономической ситуации, банально от курса гривны. Каким он будет к лету?
– Положение станет критическим. Резервы, по моим данным, за последние три месяца просели на $7 млрд., местные бюджеты пустые. Отрицательное торговое сальдо – за десять месяцев этого года – $11,372 млрд., на 65% больше, чем в прошлом году. Кредит МВФ не даёт, и даже если даст, его не хватит. В такой ситуации у курса два варианта: он вырастет либо до 9 гривен за доллар, либо выше 11 грн. Если скатится дальше 11 грн., банковская система хлопнется, как карточный домик.
– Если так и случится, рейтинг власти обвалится, и тогда на выборах ей придётся стоять насмерть. Что конкретно будет делать оппозиция, чтобы не допустить фальсификаций?
– По нашим данным, на скупку голосов на следующий год власть выделит порядка $100 млн. $50 млн., само собой, украдут свои же. Наверное, ещё половину от этого выделят на скупку членов комиссий. Но купить могут максимум 3–5 %. Ещё 2% смогут сфальсифицировать, если будут давить на комиссии. Наша главная надежда – совместный контроль оппозиции и кандидаты-мажоритарщики, которые не контролируются властью. У каждого из них будут свои наблюдатели и члены комиссии. И каждый из них, воюя за свои голоса, будет защищать наши.
– Сколько мандатов оппозиция может взять в будущем парламенте?
– Это будет большинство с перевесом в два-три голоса. Может, 227 на 223. Ведь, по сути, в стране двухпартийная система. Постсоветская противостоит проевропейской, прошлое – будущему. Но есть тенденция, подтверждённая результатами местных выборов, что европейские ценности продвигаются на восток, ближе и ближе к логову – Донецкой области.
– Освобождение Тимошенко из колонии входит в первоочередные задачи оппозиции в случае победы на выборах?
– Вы говорили о моральных авторитетах, а я – о моральных обязанностях. Так вот, освободить Тимошенко – моральное обязательство всей оппозиции.