Начальные даты ноября всегда у нас были красноватыми, но в этом году они заалели особенно ярко. От гремучей смеси празднований дат Великой Отечественной войны и Октябрьской революции.
Несмотря на запрет судом шествия по Крещатику и Майдану коммунистам и националистaм, и те, и другие выступили, как подобает настоящим идейным бойцам: одни — с портретами Ленина — Сталина, другие — с яйцами. Портреты хороши как средство защиты, яйца — нападения. Все проявили героизм и остались довольны собой, кроме «Беркута», который вынужден был, как интеллигенция, стать прослойкой между почитателями Октября и его хулителями.
В Запорожье идеологические разногласия вылились в более художественные формы. Местные коммунисты открыли бронзовый бюст отцу народов напротив входа в запорожский обком КПУ. Причем поместив его за стеклянную витрину — во избежание повреждений националистами. Последние же устроили на центральной площади города политмоб «Попади в палача Украины»: дартс, где мишенью служил портрет вождя.
Но и блогеры-сталинисты подошли к делу креативно: договорились через Сеть оклеить общественные транспортные средства сталинскими портретами. Из украинских городов инициативу поддержал Севастополь: там вышел на маршрут один «сталинобус». Вскоре, правда, он таинственно исчез с улиц.
Ловишь себя на мысли, что театрализация политического пространства выходит на новый уровень. Особый размах она приобрела в Москве: там на 7 ноября прошел ретропарад, повторяющий парад 70-летней давности, когда советские бойцы вышагивали по брусчатке Красной площади накануне переломной битвы с оккупантами. В первопрестольной неслабо было одеть семь тысяч военных в форму образца 1941 г. Плюс танки Т-34 и несколько десятков единиц другой военной техники времен ВОВ. Это уже масштаб кино!
В Киеве военный парад организовывали 6 ноября — в день освобождения украинской столицы от немецко-фашистских захватчиков, которое случилось в 1943-м. Но президент сейчас ограничился только поздравлением ветеранов. Возможно, боялись провокаций со стороны националистов, которым достаточно было привлечь к себе внимание, бесплатно раздавая публике леденцы. И намекая этим возмутительным жестом на сосание конфеты Виктором Федоровичем во время аналогичного парада 2004 г.
Впервые в новейшее время сталинские портреты предложил использовать в качестве элемента пропаганды на 9 мая 2010 г. Юрий Лужков, еще будучи на посту мэра. Это вызвало шквал дискуссий. За этот жест мэра официально осудила даже «Единая Россия», обзывая его «не историком».
Странное ощущение у меня возникло, когда я увидел плакатики со Сталиным в вагонах московского метро с надписью: «Наше дело правое, мы победили». Не слишком ли правое? Этот цепкий тяжелый взгляд я помнил только с ретушированных фотографий «Малой советской энциклопедии» 1936 г., доставшейся мне от дедушек-бабушек. Я не привык видеть это лицо в качестве наглядной агитации. В документальных, художественных фильмах — ладно. Там и Иван Грозный неплохо смотрится. Однако, если развесить плакаты с ним как «собирателем земли русской», сразу из-за его плеча выглянут опричники…
Тем не менее прошло всего два года — и уже в ряде городов России, в Минске и в Севастополе отправились в путь несколько «сталинобусов». Наш, к счастью, исчез. Надолго ли?
Константин Рылев, специально для «i»