Парламент принял закон о Государственном земельном кадастре. Теперь страна будет знать, где, сколько и какого качества у нее земли, и почем их можно продать. Оплатить эту информацию предстоит крестьянам
Украина преодолела ровно половину пути к введению рынка земли в стране — вчера парламент 260 голосами принял закон «О Государственном земельном кадастре». Этот документ узаконил создание базы данных о количестве, качестве, стоимости и собственниках украинских земель — как частных (пайщиках) и государственных (местных советах). Закон о земельном кадастре куда менее одиозный, чем параллельно разрабатывающийся законопроект «О рынке земли», который, еще даже не вынесенный на общественное обсуждение, стал объектом резкой критики и дискуссий, и, тем не менее, это один из двух законов, которые лежат в основе внедрения в стране рынка земли. «Это большой, сложный законопроект, он не находится в тени закона «О рынке земли»,— говорит Евгений Бердников, глава департамента обеспечения нормативно-правового развития земельных отношений Госземагентсва.— Не имея представления, информации об объекте, нельзя говорить о рынке земли в стране».
Земельные кадастры уже имеют Грузия, Молдова и другие соседние страны. Украина до последнего времени располагала лишь созданным в 50-60-е гг. прошлого века советским кадастром, который, будучи разработан в масштабе 1:10000, давал лишь приблизительное представление о земельных активах страны. «Тогда и не нужно было иметь детальный кадастр, потому что фактически был один владелец земли — государство. Но эти данные фактически не обновлялись, и сейчас нанести на них паи невозможно — кадастр существовал в бумажном виде и уже в труху превратился»,— говорит Максим Федорченко, директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине».
За чужой счет
Государственный земельный кадастр представляет собой электронную базу данных. Ее создание в Украине профинансировал Всемирный банк. «Хорошо, что международные институты профинансировали эти работы, поскольку в украинском бюджете на это денег годами не находилось»,— говорит Максим Федорченко. Вместе с деньгами Всемирный банк командировал в Украину и специалистов, которые занимались разработкой проекта. Впоследствии, как рассказал «і» один из представителей украинской стороны, вовлеченный в проект, иностранные специалисты выражали удивление, что в Украине «все делалось максимально сложным и дорогим способом из всех возможных».
Помимо финансирования самого кадастра, международные организации готовы были оплатить выполнение других сопутствующих земельной реформе процессов, в частности, инвентаризацию земель. «Было выделено 200 млн. на эти цели. Из них потрачена незначительная часть. А все почему? Потому что у предыдущего президента сказали — банкует Минюст, а у премьера сказали — нет, главными будут Земресурсы»,— говорит советник президента, экс-вице-премьер по вопросам АПК Виктор Слаута.
К моменту принятия закона о Госкадастре в Украине должна была быть выполнена масса сопутствующих, вспомогательных, но, тем не менее, необходимых мероприятий, в частности, инвентаризация земель. Большинство из них сделаны не были, и взять на себя эти затраты придется аграриям. «Конечно, нужно делать проекты землеустройства. За чей счет? Мое мнение — государство не может себе это позволить»,— говорит глава Аграрного союза Геннадий Новиков. При переходе права собственности на участок должен быть оформлен проект землеустройства, и, скорее всего, затраты на эту процедуру разделят между собой покупатель и продавец. «Будут договариваться стороны. Если это будет за счет арендатора, то эти затраты должны коррелироваться с размером арендной платы. Если аренда — на 10-15 лет, то он сможет это сделать. Но если на год — это очень дорого, и никто не будет этим заниматься»,— говорит эксперт.
Все только начинается
Закон «О Государственном земельном кадастре» был принят без боя. Положениям законопроекта «О рынке земли» эксперты прочат гораздо большие сложности. Однако даже по факту принятия этих двух законов и внедрения рынка земли аграрии сомневаются, что им удастся массово воспользоваться его возможностями. «Нужно дать не только юридическую возможность купить землю, но и экономическую,— говорит генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.— Конкретный пример: с 1 июля упразднен НДС при экспорте зерна, введены экспортные пошлины. То есть около $100 с гектара государство вынимает из кармана сельхозпроизводителя. С одной стороны, дается право на покупку земли, а с другой — забирается возможность этим правом воспользоваться».