В рамках проекта «Кино: женский стиль» кинокомпания «Арт-хаус трафик» предлагает на этой неделе посмотреть сразу две французские картины — драму «Отпусти» Катрин Корсини и «Женщина и мужчины» Клода Лелуша
Драма «Отпусти» режиссера Катрин Корсини не блещет ни новизной, ни оригинальностью сюжета. Это, в общем-то, вполне предсказуемая история о том, что в очередной раз чья-то лодка разбилась о суровый быт. Тем не менее снятая женщиной и о женщине эта драма заслуживает внимания зрителя хотя бы по той простой причине, что здесь все, как в настоящей жизни, и вновь подтверждает: «с милым рай и в шалаше» — аксиома лишь в том случае, если милый — искренне любимый.
Немолодая уже Сюзанн (Кристин Скотт Томас, номинация на премию «Сезар» за эту роль) живет с двумя почти взрослыми детьми и мужем Самуэлем (Иван Атталь), весьма успешным хирургом. Она давно скучает в браке и мечтает о собственной частной практике массажистки. Муж считает, что любимой не стоит ходить на работу, но раз уж ей так хочется заниматься чем-то — организовывает для нее рабочий кабинет дома. Для этого нанимает целую бригаду работников, среди которых оказывается испанец Иван (Сержи Лопес). Сюзанн сразу начинает испытывать симпатию к парню, и в скором времени увлечение перерастает в настоящую страсть. Сюзанн уходит из дома и требует развода, но Самуэль подключает все свои связи и оставляет любовников без работы. Отсутствие денег толкает их на крайние меры. Госпожа Корсини в этой картине бросается из крайности в крайность, у нее нет полутонов. Ее героине приходится выбирать продолжать жить в роскоши и без любви, либо же с любимым человеком, но в полной нищете. Выбрав последнее и выбравшись из своей золотой клетки, женщина оказывается абсолютно не готова к тяготам быта.
Режиссер же безжалостно препарирует героев своей истории, не пытается что-либо смягчить и приукрасить, вполне честно и достоверно она демонстрирует проявления человеческих чувств и характеров, и удается это ей настолько хорошо, что ни один из них не вызывает не то что сочувствия, но даже жалости. Действия каждого из участников любовного треугольника насквозь пропитаны всепоглощающим эгоизмом и глупостью, здесь и не пахнет любовью, и хочется думать, что если бы люди не принимали страсть за настоящее чувство, то, возможно, и в шалаше оставались бы людьми. Единственные, кто вызывает искреннее сочувствие, так это дети, которых «любящие родители» безжалостно втягивают в свои разборки.
Что касается второго фильма — «Женщина и мужчины», о нем сам режиссер Клод Лелуш говорит так: «Этот фильм я хотел сделать всю свою жизнь. Я писал сценарий 40 лет. Однажды прочитав в Торе, что когда-то у нас у всех будет право на пять великих любовей в своей жизни, я решил снять об этом кино». Картина начинается с кадров в зале суда, где женщину по имени Ильва судят за убийство своего мужа-миллионера. Ей уже вот-вот готовы вынести обвинительный приговор, но слово берет ее адвокат: «Нельзя приговорить женщину лишь за то, что она «слишком быстро влюблялась». Он рассказывает историю жизни своей подзащитной, и зритель вместе с участниками процесса отправляется в путешествие во времени, перед ним разворачивается жизнь героини на фоне эпохи, или даже скорее наоборот — целая эпоха на фоне жизни и любви главной героини.
Ильва — дочь порноактрисы и киномеханика, кинотеатр — как маленький мир, заменивший ей дом. Она легко влюбляется в мужчин: клянется в искренности чувств молоденькому адвокату, и тут же бросается в объятия немецкого офицера, спасшего от расстрела ее отчима. Но вот в Нормандию входят войска союзников, под печальную мелодию аккордеона немец уходит из города, а Ильва уже во всю резвится в постели с двумя американскими солдатами. Мужчины, один за другим входившие в ее жизнь, меняются столь же быстро, как политические приоритеты, они приходят и уходят, оставляя след в душе героини. Единственное же, что неизменно остается,— кинематограф. Ему-то и посвящает свой фильм господин Лелуш.
Любовная мелодрама «Женщина и мужчины» — это еще на самом деле признание режиссера в любви великому искусству. Посмотреть же его стоит в первую очередь потому, что это очень красивое кино, такое, каким оно было когда-то и какого сейчас очень мало. Лента начинается со стилизации под первый, немой кинематограф, и потом проходит все этапы его развития, приобретает звук, цвет, заимствует цитаты из картин других режиссеров. С эстетической стороны это настолько красивый фильм, что уже и неважно, о чем он, насколько перегружен сюжет и развиты персонажи, насколько убедительно играют актеры, какие идеи и мысли хочет передать режиссер и т.д. Его просто хочется смотреть и наслаждаться. Отдельных слов заслуживает безупречно подобранное музыкальное сопровождение, которое качает зрителя на волнах классики, шансона, джаза и т.п. и с легкостью переносит в ту эпоху.