Польской государственной газонефтяной компании (PGNiG) удалось разрушить запрет «Газпрома», оговоренный в контракте российской монополии с «Нефтегазом Украины», на экспорт газа с украинской территории. Участники рынка не исключают, что особые договоренности стали возможны благодаря уступкам поляков в разрешении скандала, связанного с их участием в разработке Сахалинского газоконденсатного месторождения
В пятницу украинский парламент принял закон, инициированный Кабинетом министров, которым внесены поправки в закон «Об основах функционирования рынка природного газа». Эти поправки позволяют НАК «Нефтегаз Украины» возобновить экспорт газа отечественной добычи в Польшу в объеме, определенном прогнозным годовым балансом поступления и распределения газа в стране. Порядок осуществления таких экспортных операций дополнительно должен определять орган исполнительной власти, контролирующий реализацию госполитики в нефтегазовом комплексе.
Переговоры о возобновлении экспорта добытого в Украине газа в Польшу руководство PGNiG вело с украинскими властями более трех лет. Эти поставки осуществлялись на основе договоренностей «Нефтегаза» и PGNiG от 26 октября 2004 г., которые оговаривали возможность продаж в Польшу газа среднеазиатского и (или) украинского происхождения. Однако в результате контрактов, подписанных в январе 2009 г. сроком на 10 лет между «Нефтегазом» и «Газпромом», экспорт газа с украинской территории был прекращен.
Ранее вице-президент PGNiG Мирослав Шкалуба в интервью «і» рассказывал, что в межправительственном договоре по созданию СП «Девон» для разработки Сахалинского газоконденсатного месторождения в Харьковской области, подписанном при президентах Леониде Кучме и Александре Квасьневском, есть условие, что этому предприятию будут предоставлены возможности экспорта до 1 млрд. куб. м добываемого в Украине газа. «С «Нефтегазом» у нас прямой контракт о продаже газа на границе. Сейчас это небольшой проект, ограниченный мощностями газового перехода на украинско-польской границе. Но мы планируем, что… его мощности будут увеличены, планируется отбор 200 млн. куб. м газа, поступающего из Украины»,— отметил господин Шкалуба. Он надеялся, что такой экспорт начнется в 2010 г. Но переговоры достигли логического завершения только сейчас. И польской стороне удалось не только скорректировать не выгодные ей условия договоренностей «Нефтегаза» и «Газпрома», но и внести поправки в действующие в Украине правила, согласно которым газ отечественной добычи может поставляться только на нужды населения внутри страны.
В 2011 г., по данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, НАК «Нефтегаз Украины» может экспортировать в Польшу около 200 млн. куб. м газа. Именно такие объемы на 2011 г. предусмотрены в контракте между «Нефтегазом» и PGNiG. В перспективе объем поставок газа в Польшу по этим договоренностям может быть увеличен. Но в ближайшие годы увеличения экспорта не предвидится, и он останется приблизительно на том же уровне — 200 млн. куб. м газа в год.
Опрошенные «і» участники рынка не исключают, что Кабмин инициировал восстановление экспорта газа в Польшу, а парламент поддержал эту инициативу, поскольку таковым могло быть условие выхода PGNiG из СП «Девон». Польская компания уже несколько лет совместно с «Нефтегазом» безуспешно пытается отстоять свои права на лицензию по разработке Сахалинского месторождения, без которой создание СП теряет смысл. Противодействие СП в судах оказывало НАК «Недра Украины» и ЗАО «Укрнефтебурение», которое некоторые эксперты связывают с нынешним министром природных ресурсов Николаем Злочевским. Однако сам господин Злочевский отрицает свою причастность к этому конфликту. Осенью 2009 г. в PGNiG стали рассматривать вопрос о выходе из состава акционеров совместного предприятия и возможности его ликвидации.
Впрочем, сложности на украинском рынке не мешают PGNiG рассматривать возможности осуществления других проектов с «Нефтегазом» и НАК «Недра Украины» по освоению месторождений. Также поляки заинтересованы принять участие в модернизации украинской газотранспортной системы и не исключают возобновления практики эксплуатации украинских подземных газовых хранилищ, которая была актуальна для PGNiG в 1990-х.