Правительство Николая Азарова не смогло обеспечить предоставление госгарантий для возможности привлечения кредита на атомную стройку национального значения
Тема выделения кредита Сбербанка России на достройку энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС, а также связанная с ней проблема предоставления соответствующих госгарантий со стороны правительства Украины будет рассмотрена в рамках комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии.
Как сообщил «і» директор обособленного подразделения ГП «НАЭК «Энергоатом» – «Атомпроектинжиниринг» Владимир Бронников, соответствующие рекомендации комитету были даны по результатам заседания подкомиссии по атомной энергетике 19 мая в Москве.
«Премьерам Украины и РФ в рамках комитета предложено разобраться, почему министерства финансов двух стран не решили вопрос организации финансирования проекта сооружения хмельницких энергоблоков»,— сказал господин Бронников. По его словам, в настоящее время вследствие отсутствия средств «мы не можем завершить разработку контрактов на проектирование реакторной установки и изготовления элементов ее оборудования».
В целом правительство предоставило на 2011 г. госгарантии всего на 1 млрд. грн. из общего объема 8 млрд. грн. ($1 млрд. ), ожидавшихся кредитных средств Сбербанка России, которые атомщики планировали освоить на протяжении трех лет. Обсуждалась также возможность открытия Сбербанком в ходе реализации проекта следующих кредитных линий общим размером в несколько миллиардов долларов. Согласно оценкам Минрегионстроя Украины, общая стоимость достройки энергоблоков №3,4 ХАЭС на сегодняшний день составляет 37 млрд. грн.
Как известно, Сбербанк России заявил о готовности предоставить кредит на реализацию проекта еще в 2010 г., однако основным условием выделения займа стало требование госгарантий, которые фактически не были предоставлены украинской стороной до сих пор.
В результате Сбербанк предложил «Энергоатому» кредит на выполнение первоочередных работ по реализации проекта на коммерческих условиях, которые украинских атомщиков не устроили.
«Сбербанк предложил такую цену кредита, что такой долгосрочный проект, как сооружение атомных энергоблоков, просто не будет реализован, потому что его нельзя будет окупить»,— сказал господин Бронников.
По утверждению специалистов «Энергоатома», достройку блоков №3 и №4 ХАЭС реально завершить в течение пяти лет с момента принятия решения о размещении ядерных установок в виде соответствующего закона Верховной Рады. Рассмотрению законопроекта будет предшествовать утверждение ТЭО проекта Кабинетом министров. В настоящее время НАЭК передала ТЭО на государственную экспертизу. Как считают в «Энергоатоме», все необходимые нормативно-правовые процедуры для возможности перехода к практической стадии работ можно было бы выполнить до конца текущего года. Однако для этого необходима концентрация усилий и наличие соответствующей воли со стороны различных ветвей действующей власти, чего на примере провала с предоставлением госгарантий под российский кредит пока в государстве не наблюдается.
Следует также отметить, что любые проволочки с затягиванием реализации проекта достройки энергоблоков ХАЭС будут означать соответствующее будущее увеличение доходов структурами Рината Ахметова, который, вследствие грядущей приватизации энергокомпаний, может сконцентрировать в собственности две третьих рынка тепловой генерации в стране. В интересах тепловиков минимизировать долю выработки электроэнергии атомными станциями в перспективе. В последние докризисные годы соотношение долей ТЭС и АЭС в структуре производства электричества в Украине являлось приблизительно паритетным. С началом кризиса сложился перекос в пользу АЭС, который постепенно выравнивается. Однако в настоящее время Минэнергоугля завершает разработку проекта новой версии «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 г.», которая будет предусматривать возможность снижения доли АЭС в структуре энергобаланса с увеличением доли ТЭС.
Кроме того, проект сооружения блоков №3,4 ХАЭС содержит еще и техническую составляющую в виде требований ядерной безопасности. «В проекте есть вопросы относительно безопасности, на которые ответы пока не получены. Мы начали заниматься кредитами впереди паровоза. Вкладывать миллиардные средства в объекты, когда не исключена возможность, что их не разрешат эксплуатировать, преждевременно. Подождите неделю, скоро по этой теме выйдет решение ГИЯРУ»,— заинтриговал «і» председатель консультативного совета по реакторной безопасности при ГИЯРУ Николай Штейнберг.