Налоговики ищут «уклонистов» по компьютеру
Налоговых проверок стало меньше. По крайней мере так считает замглавы Государственной налоговой службы (ГНС) Александр Клименко. В марте, по его словам, налоговики «сбавили обороты» на треть: провели 1440 плановых проверок — на 683 проверки меньше, чем в марте 2010-го. А во втором квартале их будет на 45% меньше по сравнению с апрелем-июнем прошлого года (3,2, а не 7,1 тыс.).
Почему налоговая умерила пыл? Клименко говорит, что все из-за внедрения «рискоориентированной системы» мониторинга: благодаря этой новинке, ГНС может дистанционно отслеживать «оптимизаторов». Поэтому и проверяет лишь предприятия, которые находятся в «группе риска».
ГРУППА РИСКА. Основа «рискоориентированной системы» мониторинга — специально разработанная налоговиками компьютерная программа.
Критерии, по которым она относит предприятия к «рисковым», — это малое количество работающих, директор и бухгалтер в одном лице. Плюс наличие фирмы в месте массовой регистрации, компании, которые находятся не на своем юридическом адресе. А также фирма-банкрот (см. графику). «Когда предприятие, находящееся в процедуре банкротства, вдруг активно проводит операции, для нас объяснение только одно — это делается для того, чтобы, не уплачивая налоги, вскоре исчезнуть», — поясняют в пресс-службе.
Кроме того, если среди бизнес-партнеров есть предприятия, входящие в группу риска налоговой службы, ваша компания станет среди первых в очереди на проверку. «Чтобы избежать проблем, мы рекомендуем пользоваться нашим официальным сайтом, на котором есть перечень неблагонадежных предприятий», — говорит директор Департамента массово-разъяснительной работы налоговой Ольга Семченко. Также система тщательно анализирует зарегистрированные, но неработающие предприятия, а также недавно созданные компании.
ФАКТОР РЕГИОНА. Малый и средний бизнес от внедрения этой системы пострадать не должны. С одной стороны, там тоже может быть мало работающих и небольшой уставной капитал. Но, как объяснили нам в налоговой, анализируются, во-первых, только плательщики НДС, что отсекает часть представителей мелкого бизнеса. Во-вторых, программа не рассматривает сделки, суммы которых меньше 100 тысяч гривен. К тому же, система запрограммирована на индивидуальный подход, исходя из территории. «Она применяет дифференцированный подход к каждому региону. Для столицы это один уровень уплаты налогов, для Западной Украины другой, для Восточной — третий. Что исключает попадание в список предприятий малого и среднего бизнеса реального сектора экономики», — говорит Клименко.
«СЕЙЧАС СУДОРОЖНОГО ДОЕНИЯ УЖЕ НЕТ»
Предприниматели пока двояко оценивают ситуацию с проверками. «Если брать последние полгода, то действительно, в плане налоговых проверок стало легче. Но дело в том, что с марта по сентябрь—октябрь 2010-го был просто террор. Рестораторы постоянно мне жаловались. Доходило до невероятного: вчера была городская проверка, сегодня уже пришла районная, а вечером еще и УБОП явился по жалобе. Сейчас такого судорожного доения нет», — говорит гендиректор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. «В последнее время налоговая действительно не докучает проверками, но зато участились визиты других служб. Причем тех, которые раньше даже не ходили, — рассказывает Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров. — Я уже 18 лет занимаюсь автобизнесом и не знал, что автосалон — это объект повышенной опасности на уровне шахты. Сейчас к нам приходят работники техногенной безопасности из МЧС и требуют закупить противогазы для всех работников салона, пройти курсы по гражданской обороне, приписаться к бомбоубежищу. И это не шутки. Просто они откопали какой-то старый советский закон, который забыли отменить. Участились и проверки МВД».
Напротив, на страховом рынке улучшений не видно. «В нашей отрасли проверок меньше не стало — наоборот. Причем зачастую это проверки необоснованные и внезапные. Считается почему-то, что страховые компании занимаются исключительно отмыванием денег», — говорит Александр Залетов, гендиректор Лиги страховых организаций Украины.
Единства насчет того, как проходят проверки, в среде предпринимателей тоже нет. «У нас в декабре-январе была проверка. Как всегда, искали, к чему придраться. Продлевали сроки, пытались проверять вещи вне своей компетенции. Но у меня сильная бухгалтерия, бояться мне нечего, только нервы потрепали», — говорит гендиректор одного из предприятий в Донецкой области Александр (мужчина просил не указывать его фамилию). Напротив, Валерий Гудзенко, гендиректор сети аптек, уверяет, что у него к налоговикам претензий нет. «У нас была плановая проверка, руки нам никто не выкручивал, взяток не требовал, все прошло культурно».
ВЗЯТКИ НА ПРОВЕРКАХ: СКОЛЬКО И ЗА ЧТО
Предприниматели говорят, что налоговые проверки по-прежнему являются лучшим способом вымогать взятки. В налоговой парируют, что с коррупцией борются активно. По данным пресс-службы Госналоговой службы, уже в 2011 году на взятках попались 89 работников налоговой инспекции, против которых возбуждены уголовные дела. А всем предпринимателям, столкнувшимся с вымогателями в форме в Госналоговой службе предлагают звонить на телефон доверия — (044) 2722489. «Эти сигналы мы систематизируем и подаем руководству, оно решает, делать ли проверку. Если нарушение подтверждается, виновника ждет дисциплинарная ответственность либо прокурорская проверка», — рассказали нам в «Службе доверия».
На основе данных уголовных дел по коррупции, возбужденных против работников налоговой службы, а также опроса предпринимателей, можно составить своеобразный прайс-лист «проверочных» услуг налоговиков:
Закрыть глаза на мелкое нарушение (например, отсутствие акта): Покупка в подарок канцелярии либо $150;
Перенос проверки на другой срок, отказ от нее либо прекращение проверки: От $500 до $1 тысяч;
Снижение суммы штрафа за найденные крупные нарушения до символической суммы: 30% от суммы штрафа;
Несоставление акта за «минимизацию» (уклонение от уплаты налогов): до $10 000;
Внеплановая проверка компании-конкурента: от $2000.
У налоговой милиции расценки выше:
Непроведение оперативно-розыскных мероприятий по проверке фиктивных предприятий: от $3000;
Закрытие уголовного дела за уклонение по уплате налогов: от $10 000;
Возбуждение уголовного дела против конкурирующей фирмы по итогам проверки: от $10 000.