С новым порядком предотвращения манипуляций от ГКЦБФР, биржам придется прописать в своих правилах количественные показатели критериев, на основании которых будут отслеживаться потенциально «нечистые на руку» сделки
ГКЦБФР одобрила проект решения «Об утверждении Порядка предотвращения манипулирования ценами во время осуществления операций с ценными бумагами на фондовой бирже». Одновременно с этим комиссия отменила ранее принятое решение по манипуляциям на фондовой бирже, которое содержало ряд спорных трактовок. «Был принят документ, который уже готов для согласования с другими органами. С этой редакцией согласились и профессиональные участники рынка»,— сообщил директор департамента методологии и регулирования рынка ценных бумаг ГКЦБФР Алексей Тарасенко. Главным моментом нового документа, как отмечает он, является более правильный механизм предотвращения биржевых манипуляций. В частности, новая версия решения ГКЦБФР предполагает, что устанавливать факт манипуляции будет не фондовая биржа, а сама комиссия на основании поданных биржей данных о каких-либо подозрительных сделках.
Представители бирж и другие участники фондового рынка в целом довольны новой версией документа. Первых особенно радует уже упомянутое переформатирование механизма контроля за манипуляциями. Ведь ранее формально на биржу возлагалась обязанность не допускать манипуляционные сделки посредством программных торговых систем. Но, во-первых, соответствующих электронных систем для такого контроля у бирж нет, а во-вторых, нет и такой практики в международном опыте. «Исходя из международной практики, биржа только мониторит подобные явления. Поэтому, согласно новому документу, биржа обязывается просто информировать госкомиссию о признаках манипулирования, а регулятор уже принимает соответствующие меры»,— объясняет Богдан Лупий, член наблюдательного совета биржи ПФТС.
Значимым моментом, отмечают биржевики, является и то, что теперь помимо общих признаков манипуляций комиссия также предложила биржам установить количественные показатели, на основе которых сделки будут зачисляться в ранг подозрительных. Поэтому после вступления нового документа в силу биржам придется разработать такие критерии, прописать их в своих правилах и применять при мониторинге манипуляционных операций.
Однако этим плюсы нового документа не исчерпываются. «Предыдущий проект комиссии содержал неоднозначные формулировки, по которым операции с ценными бумагами, являющиеся нормальной практикой участников рынка, можно было бы отнести к действиям по манипулированию»,— говорит управляющий директор инвесткомпании «Тройка Диалог Украина» Артемий Ершов. Так, например, ранее из-за нечетких трактовок под манипуляции могли попадать сделки репо (купля-продажа ценных бумаг с обязательством обратного выкупа), однако в новой версии документа они были вынесены в перечень «неприкасаемых» операций. В новом проекте комиссии также указано, что манипулированием не являются действия маркетмейкеров, госорганов и участников процедуры первичного размещения ценных бумаг. «Довольно много внимания в законопроекте уделено вопросам перечня и определения того, кто может выступать манипулятором. К таким лицам добавлены клиенты торговца»,— комментирует новшества член совета ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Олег Швец. Ведь часто именно клиент, подавая заявки на те или иные действия торговцу, может манипулировать рыночной ценой бумаги.