Укрэксимбанк получит кредит на сумму 8 млрд. иен (около $97 млн.) от японского банка JBIC. Деньги обещают пустить на модернизацию и техническое переоснащение украинских компаний. Естественно — японскими деталями
Председатель правления Укрэксимбанка Николай Удовиченко и исполнительный директор Японского банка международного сотрудничества Хироши Ватанабе, а также банки Bank of Tokio Mitsubishi UFJ Ltd и Sumitomo Mitsui Banking Corporation подписали кредитное соглашение об открытии Укрэксимбанку второй кредитной линии на сумму 8 млрд. японских иен (около $97 млн.). Эти деньги будут направлены на поставку японских технологий и связанных с ними услуг.
Первая кредитная линия, напомним, была открыта еще в 2006 г.— тогда сумма транша составила 140 млн. иен. Деньги пошли на целевые кредиты украинским предприятиям для их модернизации и технического переоснащения. На эти же цели Укрэксимбанк намерен направить полученный транш и в этот раз. Финансирование предприятий будет рассчитано на средне- и долгосрочную перспективу, что пока является редкостью на украинским рынке: большинство коммерческих банков пока не рискует кредитовать даже крупных корпоративных клиентов более чем на год.
Несмотря на небольшую сумму кредита, эксперты считают подписанное между украинским и японским банками соглашение достаточно важным для рынка. «Сотрудничество украинского государственного банка с японскими финансовыми институтами будет выгодным для Укрэксимбанка, учитывая ожидаемую стоимость данного кредита и его целевое использование»,— считает аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Александр Лозовой. По его мнению, кредитные средства будут потрачены на закупку оборудования, направленного на повышение энергоэффективности экономики страны.
В самом Укрэксимбанке стоимость привлеченных денег не комментируют. «Средства по кредитной линии будут привлечены на стандартных, для такого рода сделок, условиях, которые соответствуют правилам Международного соглашения об экспортных кредитах, принятым странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (Консенсус OЭCР)»,— говорят там.
Но эксперты уверены, что японские деньги будут существенно дешевле внутренних займов. «Процентная ставка по японским кредитам будет значительно ниже, чем та, которую могут предложить украинские банки по экспортным контрактам»,— полагает Александр Лозовой. Соответственно, украинские предприятия, которые будут получать кредиты, смогут получить финансирование значительно дешевле.
Видит позитивные тенденции в сотрудничестве Украины и Японии и директор аналитического департамента ИК Dragon Capital Андрей Беспятов. «Несмотря на то, что сумма не очень большая по меркам привлекаемого банками такого уровня долга, факт диверсификации источников привлечения денег символичен для Украины и очень положителен для Укрэксимбанка»,— считает аналитик.
Обнадеживает и сам интерес Японии к украинской экономике. «Япония очень консервативно относится к вопросу выхода на новые рынки. Поэтому сейчас очень мало японских компаний работает напрямую с Украиной — чаще через свои европейские или российские представительства»,— говорит Андрей Беспятов. По его мнению, нашей стране нужно будет приложить еще немало усилий, чтобы японские инвесторы узнали об Украине, осознали перспективы и, наконец, приняли решение об увеличении инвестиций, но шаг JBIC может стать существенным толчком к этому.
Одним из наиболее перспективных направлений для японских вливаний, кроме энергетики, может стать сельское хозяйство, которое все еще остается недокапитализированной отраслью. И, соответственно, требует значительных ресурсов для финансирования расширения своей деятельности.
«Японские банки смогут обеспечить выгодное финансирование проектов капитальных затрат в сельском хозяйстве»,— считает Александр Лозовой. Однако, по его словам, притоку инвестиций из Страны восходящего солнца может помешать растущая уязвимость украинской экономики к возможным колебаниям обменного курса гривни. «Ведь значительный объем внешнего долга частных предприятий, деноминированный в иностранной валюте, увеличивает риски несвоевременного обслуживания внешних заимствований в случае обесценивания национальной валюты и экономического спада»,— предупреждает он.