Произведения Пабло Пикассо в наступившем году не собираются сдавать топовых позиций на мировом арт-рынке. Об этом свидетельствует факт выставления на лондонские торги Impressionist and modern art аукционного дома Sotheby’s, намеченные на 8 февраля, картины La Lecture («Чтение») с эстимейтом от 12 до 18 млн. фунтов стерлингов
Картина La Lecture, датированная 1932 годом, относится к тому же периоду времени, когда Пикассо написал полотно Nude, Green Leaves and Bust («Обнаженная, зеленые листья и бюст»), будучи вдохновленным своей очередной любовницей Марией-Терезией Вальтер. По итогам прошлогоднего майского аукциона Christie’s, достигнув небывалой отметки в $106,5 млн., эта работа стала самым дорогим произведением искусства в мире из числа когда-либо проданных на открытых торгах.
«Сегодня на арт-рынке присутствует немало покупателей, которые буквально охотятся за изображениями Марии-Терезии кисти Пикассо,— говорит Хелена Ньюман, возглавляющая в Sotheby’s Европейское отделение современного искусства и импрессионистов. — Именно она придала его иконоподобным изображениям восхитительную томную чувственность». Интересно, что картина, предоставленная для продажи неким американским коллекционером, не появлялась на аукционах с 1996 г., когда ее не смогли продать в Нью-Йорке на Christie’s несмотря на сравнительно низкий эстимейт в $6 млн.
45-летний Пикассо повстречал 17-летнюю Вальтер в январе 1927 г. на выходе из парижского метро. «Я собиралась сделать какие-то покупки в «Галери Лафайет». Внезапно появившись предо мною, он просто взял меня за руку и сказал: «Я Пикассо! Ты и я вместе создадим великие вещи»,— позже вспоминала Мария-Терезия. — А была я в ту пору совершенно невинной девушкой, ничего не знала ни о Пикассо, ни о жизни вообще…». В результате случайного знакомства Мария-Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Полю было 5 лет. Этот факт, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне.
Вместе с образом Марии-Терезы в сюрреалистический период творчества Пикассо приходит воплощение женственности, это своего рода «период в периоде». На смену напряженным, ломаным линиям (например, «Танец» 1925 г.) приходят округлые. Женское тело кажется упругим и мягким одновременно, при этом насыщенный колорит вступает в контраст с плавностью очертаний. Это особенно ярко видно на таких полотнах 1932 г., вдохновленных образом Мари, как «Сон», «Женщина с цветком», «Обнаженная в кресле», «Зеркало», «Девушка перед зеркалом».
В целом большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии-Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она не спутница жизни, и не жена, она объект вожделения и прекрасная игрушка в руках художника. Тем не менее тогда условно патерналистское отношение «папочки» к своей «девочке» вполне устраивало Марию. Ее живой темперамент, мирный, веселый и уживчивый характер позволили смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии-Терезии домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения (одно из них — «Женщина с вазой» — ныне служит надгробием на могиле художника).
Со временем Мари родила дочь, девочку назвали Майя. Как и мать, она стала моделью для многих работ Пикассо («Майя с куклой», 1938 г.). Скандал разразился внезапно. Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова, наконец, узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Разрыв с женой, наполненный взаимными обвинениями и оскорблениями, вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм. Все это странным образом привело не только к презрению и даже отвращению по отношению к Хохловой, но и к охлаждению прежних чувств Пикассо к Мари, явно вознамерившейся занять место былой законной благоверной. А художник, не теряя времени, уже вовсю погрузился в новый роман.
Несмотря на разлад, Мария-Тереза всю жизнь не теряла надежды, что Пабло все-таки женится на ней, но этому не суждено было случиться.
20 октября 1977 г., спустя четыре года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции Мария-Тереза Вальтер повесилась в своем гараже.
Звучит иронично, но в число лотов этого же аукциона Sotheby’s включен и портрет Ольги Хохловой, созданный Пикассо в 1923 г., вполне резонно оцененный всего в 1,3-1,8 млн. фунтов стерлингов.