Газетные передовицы вышли на большой экран
В широкий украинский прокат спустя 23 года вышло продолжение легендарного фильма Оливера Стоуна об оскале капитализма — «Уолл Стрит 2: Деньги не спят». На этот раз вместо обличающей социальной драмы господин Стоун представил типичную голливудскую картину о том, что не в деньгах счастье.
Не стоит говорить о том, что после всего послужного списка противника капитализма Оливера Стоуна от сиквела, ставшего уже классикой,— «Уолл Стрит», зритель предсказуемо ожидает многого. Например, честного и неполиткорректного рассказа об истинных причинах разразившегося в 2008 г. масштабного финансового кризиса. «Меня поражало, что накопление богатства продолжало увеличиваться в геометрической прогрессии и в 1990-е, и в 2000-е годы,— отметил в одном из интервью господин Стоун.— Цифры стремились вверх, миллионы долларов становились миллиардами. А жадность Гордона Гекко не могла сравниться с жадностью банков». Такое высказывание режиссера обещало фильму как минимум остроту. А слова сценариста Аллана Лоба о том, что в самый разгар кризиса он встречался с очень-очень большими авторитетами в области финансов, интриговали и сулили правдивый рассказ об их действиях и реакциях.
Однако весь парадокс картины заключался в том, что хотя режиссер и сценарист и озвучивают откровенно и со знанием дела все манипуляции, приведшие к краху, на первый план здесь выходит мелодраматическая история. В плане того, что происходило на Уолл Стрит, в ленте не показано ничего, о чем бы два года назад не писали газеты и не трубило телевидение по всему миру. И вовсе не обязательно зрителю быть в курсе, что значит индекс Доу Джонса, хеджевые фонды, как проводятся спекулятивные операции и долговое финансирование, как Федеральный резерв спасает корпорации за счет налогоплательщиков, или насколько изменился принцип функционирования страховых компаний. Все это, по сути, является лишь приманкой для того, чтобы напомнить о банальных семейных ценностях. В итоге вместо фильма-манифеста на экраны вышла увлекательная голливудская история о денежных соблазнах и человеческих отношениях, о кризисе в головах и душах, а также о безграничном самолюбии и о том, что горбатого не только могила может исправить.
Бывший король Уолл Стрит Гордон Гекко (Майкл Дуглас), отсидев восемь лет (столько, по его словам, даже убийцы не сидят) за финансовые махинации, выходит на волю. В тюрьме у него было достаточно времени подумать, а заодно и объективно проанализировать ситуацию в финансовом секторе. Оказывается, даже для такого игрока, как он, выписавшего индульгенцию всепоглощающей человеческой жадности, происходящее на Уолл Стрит выходит за рамки допустимого. Поэтому не удивительно, что Гекко предвидит катастрофу. Однако это вовсе не означает, что он готов так просто выйти из игры. На самом деле, его смущает не то, что происходит, а то, что происходит это без его участия. Читая студентам лекции, Гекко вынашивает план реванша и своего триумфального возвращения. Помогут ему в этом юный амбициозный брокер Джейкоб Мор (Шайа ЛаБеф), а также миллионы его единственной дочери Уинни (Кэрри Маллиган).
Стоит отметить, что если бы не присутствие в фильме Майкла Дугласа, которому за его роль в первой части выписан безграничный кредит доверия, смотреть сиквел было бы совсем скучно. Сам Дуглас поначалу играет лишь роль специй к блюду, где основными ингредиентами служат молодые актеры. Однако позже он все больше вливается в историю и без труда перетягивает одеяло на себя. В итоге, вопреки ожиданиям, после просмотра фильма не исходишь желчью, не точишь ножи на ненавистных брокеров, не хочешь разнести к чертям банки и инвесткомпании. Хочется же только одного — купить билет в далекий Нью-Йорк и своими глазами увидеть великолепные небоскребы и панорамы города, которые с такой безграничной любовью умело демонстрирует Оливер Стоун.