В Украине французский актер Пьер Ришар уже в четвертый раз, однако киевским театралам впервые представилась возможность посмотреть спектакль с его участием
На сцене столичного театра им. Ивана Франко Пьер Ришар представил свой автопортрет в письмах «Пьер Ришар: До востребования».
В основу постановки легли письма, которые известный актер получал со всех уголков мира. Однако говорить о том, что спектакль — это просто ответ на наиболее интересные из них, не совсем верно.
Подыскивая подходящие слова, он вместе с публикой погружается в свое прошлое, вспоминает порой забавные, а порой и грустные события, переосмысливает их и дает ответ не столько потенциальному адресату, сколько, возможно, и самому себе.
В ходе спектакля зритель параллельно узнает больше как о своем кумире, так и об обществе, в котором мы живем. Вместе с Ришаром зал смеется и искренне грустит, размышляет порой над философскими проблемами и учится по-новому смотреть на привычный мир.
В каждой из историй Пьер Ришар предстает действительно таким, каким мы привыкли его видеть на киноэкране: искренним, смешным, рассеянным, постоянно попадающим в какие-то странные анекдотичные ситуации. Но открывается и другой Пьер Ришар: человек, проживший интересную жизнь, переживший много потерь, но который сумел с мудростью через все пройти и вынести самое главное.
«Я, безусловно, рассказываю не только о себе, но и о тех людях, с которыми я встречался на протяжении жизни, мне очень повезло, что я их знаю,— отметил актер накануне киевской премьеры.— Кто-то вызывал у меня смех, кто-то — восхищение. И столько было у меня приключений, потому что были такие необыкновенные встречи в жизни».
Об этом, по словам актера, он рассказал соавтору спектакля режиссеру Кристофу Дютрону. «Это можно представить так: я разлегся на диване, а он — мой психоаналитик Кристоф — спрашивает, почему именно эта история, почему именно так я ее вижу,— рассказал Пьер Ришар о работе над постановкой.— Вспомнил о своих приключениях, опасениях и обидах, обо всем, что мне не нравится, и, думаю, в этом я нисколько не отличаюсь от остальных. Я хотел, чтобы люди не только смеялись, но чтобы спектакль трогал их за душу».
И у него действительно получилось, даже несмотря на то, что публике приходилось одновременно читать текст на экране и следить за актером.
На этот счет он особенно волновался: «Я очень переживаю, поскольку много говорю во время пьесы, и надеюсь, что зрители поймут, что я хочу им донести».
Стоит отметить, что зрители действительно все поняли, и относится это не только непосредственно к озвученному тексту. А еще было удивительно наблюдать за этим человеком на сцене, и с трудом верилось, что мужчине в белых кроссовках и простых брюках, который лихо прыгал с одной ступени на другую, полтора часа один читал текст, разыгрывал сразу несколько ролей и держал в напряжении весь зал, уже исполнилось 76 лет.
На сцене практически не было декораций, за исключением импровизированных ступеней, задника с нарисованным облачным небом и нескольких стопок пожелтевших газет. Единственным напарником по спектаклю у Пьера Ришара была джазовая музыка, к которой у актера особое отношение.
«Джаз занимает значительное место в моей жизни и в этом спектакле,— признался господин Ришар.— Здесь он не столько сопровождает мои монологи, сколько играет роль отдельного персонажа».
В этом смогли убедиться и зрители — мелодии, которые сын Ришара музыкант Оливье Дефей исполнял на тенор-саксофоне (хотя изначально анонсировалось, что сопровождать отца будет контрабасист Кристоф Дефей), были символом того минорного аккорда, от которого Пьер Ришар пытается избавиться на протяжении всей пьесы. И это ему удалось благодаря любви его зрителей. «Мне понадобилось много времени, чтобы принять свои недостатки, и удалось это сделать благодаря искреннему смеху моей публики»,— таким был финальный штрих к автопортрету великого комика.
___________________________
Пьер Ришар родился 16 августа 1934 г. в Валансьене, в респектабельной семье крупного текстильного промышленника.
В кино Ришар дебютировал в тридцать три года в фильме Ива Робера «Блаженный Александр».
Свои самые известные роли актер сыграл в фильмах Робера «Высокий блондин в черном ботинке» (1972 г.) и «Возвращение высокого блондина в черном ботинке» (1974 г.) и Франсиса Вебера «Игрушка» (1976 г.), «Невезучие» (1981 г.), «Папаши» (1983 г.) и «Беглецы» (1986 г.).
В конце 80-х гг. Ришар основал свою кинокомпанию «Фиделина фильм», занимающуюся производством и прокатом картин.
С 1996 г. Пьер Ришар играет в театре «Алеф». Со спектаклем «Убийство в Вальпараисо» он побывал в Украине и в Сибири.