В XIX в. стоимость коллекции Фелиса Беато превосходила годовой доход Англии и Уэльса
Аукционный дом Bonhams 5 октября на торгах в Лондоне намерен распродать коллекцию исторических фотографий японского города Йокогама, созданных в 1860-х гг. Главной особенностью аукциона является громкое имя автора уникальных снимков: Фелис Беато известен во всем мире как отец фотожурналистики, много лет работавший репортером в странах Азии, а также запечатлевший фронтовые будни Крымской войны.
Альбом фотографий Беато, выставленный на торги, содержит 118 снимков и предварительно оценен в 10-15 тыс. фунтов стерлингов. «Безусловно, этот эстимейт далеко не отражает истинную стоимость коллекции,— считает Майк Гризелл, британский эксперт по фотографии XIX в.— Организаторы распродажи на Bonhams вправе рассчитывать на многократное превышение заявленной цены в процессе торгов, ведь в борьбу могут включиться не только частные коллекционеры, но и музеи, специализированные фонды и т.д.».
Важность фотографий Фелиса Беато, выставляемых на продажу в октябре, состоит не только в том, что эти редкие изображения показывают, какими быстрыми темпами старый японский рыбачий поселок превращался в мощный портовый город. К 1859 г. Йокогама и ее гавань стали для страны основной базой международной торговли и, по сути, окном Японии в мир. При этом следует учитывать еще и то, что процесс создания фотографий в те времена был чрезвычайно трудоемким и дорогим. Негативы снимков создавались на хрупких стеклянных пластинах, а перевозить сотни тяжелых ящиков с фотоматериалами и при этом не разбить и не засветить их было задачей крайне изнурительной и ответственной.
Уроженец Венеции Фелис (или Феличе) Беато, которого считают своим как итальянцы, так и британцы, стал одним из первых фотографов, который подходил к своему делу как истинный репортер. По его сериям репортажных снимков можно запросто воссоздать целые рассказы, очерки и зарисовки. Работы мастера освещают события Крымской войны, Индийского национального восстания 1857 г., Вторую опиумную войну и многие другие знаковые исторические события, причем фотографии Китая работы Беато являются одними из наиболее ранних. При этом специалисты отмечают, что стоимость коллекции китайских снимков Фелиса Беато уже в 1867 г. превосходила совокупный средний годовой доход Англии и Уэльса, а стоимость его коллекции снимков Индии превосходила этот показатель почти вдвое. За долгие годы жизни в Японии Беато создал множество прекрасных жанровых снимков, на которых запечатлены бытовые сценки, спортивные состязания («Борцы сумо») и пейзажи.
Серьезным украинским ценителям старинной фотографии, в частности, известна работа Беато «Военный лагерь в Балаклаве перед Балаклавским сражением в ходе Крымской войны», созданная в 1855 г. по технологии альбуминовой серебряной печати под брендом «Робертсон и Беато». Предыстория создания крымской серии такова. В 1855 г. Фелис Беато, будучи военным фотографом Крымской войны, отправился в Балаклаву, занятую англо-французскими войсками, совместно с коллегой и деловым партнером Джеймсом Робертсоном.
К сожалению, мастерство Беато сдерживалось техническими возможностями XIX в. «Несмотря на все желание мастера передать живые мгновения боли и радости, трагедии войны, страдания раненых и торжество победителей, фотографии выходили статичными, так как требовали долгой выдержки в процессе съемки и печати, как правило, при ярком солнечном освещении,— утверждает российский коллекционер исторической фотографии Георгий Туманов.— Тем не менее эти снимки отличаются правдивостью, хронологической последовательностью и достоверностью, хотя не секрет, что многие известные репортажные снимки даже маститых фотографов XX в. грешат постановочной манерой, а порой представляют собой откровенную фальшь, монтаж и передергивание».
Впрочем, этому утверждению противоречит тот факт, что Фелис Беато, снимая на театрах военных действий, особенно в Азии, погибших солдат и офицеров вражеской стороны, никогда не фотографировал убитых соотечественников и их союзников. «Такой авторский подход демонстрирует очевидную идеологическую ангажированность репортажных работ Беато,— уверен историк Лангши Сабодх.— В результате его фронтовые фотографии живописуют успехи британского оружия на фоне многочисленных трупов поверженных врагов — китайцев, индийцев и других народов, а эти снимки формировали мировое общественное мнение о положении на Востоке в целом».
Понятно, что Беато был коммерчески успешным фотографом, чему способствовала его «правильная» интерпретация боевых и мирных будней. Ведь известно, что основными покупателями работ, созданных его фирмой, были британские военные, колониальные служащие, предприниматели и европейские путешественники.