Инна Коваль, специально для «i»
На днях удивил премьер Николай Азаров, заявив, что в написании проекта Налогового кодекса принимали участие филологи. Они де работали со стилистикой, чтобы статьи были понятны всем, а формулировки не допускали двузначности.
Это могло бы стать ноу-хау в законотворчестве, если бы двумя днями ранее с заявлением не выступил министр юстиции Александр Лавринович. Он сообщил, что ему пришлось подписывать 23 страницы убористого текста замечаний к этому разрекламированному проекту НК. По словам министра, он впервые за многие годы работы в данной должности видел такой объем замечаний к документу. И выразил надежду, что депутаты согласятся поработать сверхурочно перед вторым чтением, чтобы учесть все замечания.
Анализируя эти два высказывания, невольно приходишь к мысли, что, судя по всему, неизвестные филологи не только работали со стилистикой, но по ходу и писали этот злосчастный Кодекс. А читал его в окончательном варианте только министр Лавринович.
Похоже, что нынешнее правительство либо находится в цейтноте, желая во что бы то ни стало продемонстрировать, что реформы, обещанные президентом Януковичем, оно уже начало. Либо в правительстве, как это ни банально звучит, вовсю идет подковерная борьба и передел сфер влияния. Иначе объяснить полное игнорирование Регламента работы КМ нечем.
Согласно Регламенту, Кабмин является коллегиальным органом и осуществляет свои полномочия путем принятия решений на заседаниях. И правом законодательной инициативы обладает весь Кабинет министров, а не отдельные его министерства (п.3, п.5 Параграфа №1 Регламента). Т.е. на заседании правительства представители различных министерств обсуждают проект документа, высказывают свои замечания, ищут компромиссы.
И только потом, согласно п.3 Параграфа 67 Регламента, документ Кабинета министров принимается, если по результатам заседания к нему не высказано никаких замечаний. После чего документ за подписью премьер-министра передается в Верховную Раду.
А что получилось с Лавриновичем? Совершенно понятно, что при таком количестве замечаний от Минюста проект Налогового кодекса просто не мог быть принят на заседании Кабмина. Поэтому Лавриновича решили вообще не ждать, но впопыхах забыли ему сообщить об этом. Похоже, как только неизвестные филологи внесли все свои правки, Азаров поставил подпись и передал этот опус подозрительного авторства в парламент.
Можно только представить себе состояние Лавриновича, когда он об этом узнал. Поэтому вполне логично, что он решил передать все свои замечания в профильный комитет ВР. Вот только непонятно, почему депутаты должны выполнять работу правительства?
В среду на заседание Кабмина собрался прийти Виктор Янукович. Может хоть он напомнит нынешнему правительству, что 18 июля 2007 г. он, будучи премьер-министром, принимал Постановление № 950 «Об утверждении Регламента Кабинета министров» именно для того, чтоб правительство не попадало впросак. Уж он-то, 20 лет возглавлявший автотранспортные предприятия, знает, что прежде всего надо учить матчасть.