SEC предъявила банку обвинения в мошенничестве с ипотечными облигациями накануне кризиса
Банк Goldman Sachs, один из наиболее успешных в США, обвиняется в обмане инвесторов и махинациях с синтетическими облигациями, обеспеченными портфелями высокорисковых ипотечных кредитов. В результате этих действий потери инвесторов банка составили около $1 млрд.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) направила в Федеральный суд Манхэттена гражданский иск против Goldman Sachs и одного из вице-президентов банка Фабриса Турре, в котором требует наложить на банк штраф (размер не указан), а также возместить потери инвесторам и прибыль, полученную в результате обмана.
Обвинение основывается на том, что при продаже облигаций Goldman Sachs утаил от инвесторов конфликт их интересов и хедж-фонда Paulson&Co, который формировал пакет выскорисковых ипотечных кредитов под выпуск. Незадолго до краха рынка недвижимости в США Goldman Sachs и хедж-фонд Paulson&Co разработали в апреле 2007 г. ипотечные облигации Abacus. Инвесторы полагали, что отбор ценных бумаг, под которые были выпущены облигации, проводила независимая компания ACA Management. Так, Goldman Sachs скрыл от инвесторов, что пакет ипотечных кредитов под облигации Abacus формировал хедж-фонд Paulson&Co, который ставил на снижение стоимости ипотечных бумаг.
По данным комиссии, Paulson&Co. заплатил Goldman Sachs $15 млн., чтобы организовать выпуск облигаций Abacus, который завершился 26 апреля 2007 г. Вскоре разразился кризис на рынке недвижимости. Спустя менее чем девять месяцев после выпуска рейтинг 99% ипотечных кредитов в портфеле облигаций Abacus был понижен. Потери инвесторов превысили $1 млрд., и примерно столько же на сделке заработал хедж-фонд Paulson&Co. Большую часть денег фонду выплатил банк ABN Amro.
SEC утверждает, вице-президент Goldman Sachs Фабрис Турре, который курировал сделку, заранее знал о грядущем крахе ипотечного рынка. В подтверждение комиссия цитирует одно из личных электронных писем топ-менеджера. Еще в январе 2007 г. господин Турре написал своему другу об ипотечном рынке, что «здание рухнет в любой момент». Теперь ему предъявлено личное обвинение в мошенничестве.
Практика группирования ипотечных кредитов и продажи таких пакетов в качестве ценных бумаг инвесторам, нацеленным на высокие прибыли и низкие риски, давно стала общепринятой. Комиссия возмущена лишь тем, что Goldman Sachs не сообщил инвесторам, что хедж-фонд платит ей миллионы долларов за право выбирать, какие кредиты войдут в пакет ценных бумаг.
«Продукт был новым и сложным, однако обман и конфликты просты, как встарь. Goldman совершенно ошибочно позволил клиенту, который играл против ипотечного рынка, серьезно повлиять на то, какие именно бумаги будут включены в инвестиционный портфель. В то же самое время инвесторам сказали, что бумаги отбирались объективным и независимым третьим лицом»,— заявил один из директоров SEC Роберт Хузами.
Владелец Paulson&Co Джон Полсон (не родственник Генри Полсона, бывшего министра финансов США в администрации Буша, а до этого главы Goldman Sachs) за 2007 г., когда начался кризис, заработал на коллапсе ипотечных облигаций $15 млрд. и стал одним из наиболее успешных трейдеров. Однако хедж-фонду Paulson&Co. обвинения предъявлены не были. «Представления для инвесторов делал Goldman, а не Paulson»,— заявил Роберт Хузами.
В Goldman Sachs утверждают, что не делали ничего противозаконного, и пообещали оспорить обвинения в суде. Банк заявил, что сам потерял на сделке c Paulson&Co. по продаже ипотечных облигаций Abacus $90 млн. Goldman Sachs заявил, что инвесторы, потерявшие больше всех,— немецкий банк IKB и консалтинговая компания ACA Capital Management — «искушенные инвесторы на ипотечном рынке», и не могли не осознавать риск. Банк признает, что делал ставки против некоторых ценных бумаг на основе ипотечных кредитов, но утверждает, что такие операции были направлены на уравновешивание рисков других инвестиций.
Судебный процесс против Goldman Sachs может начать и правительство Германии. Об этом сообщил представитель канцлера Германии Ангелы Меркель. Интерес властей Германии к этому делу объясняется тем, что одним из покупателей ценных бумаг Goldman Sachs был германский банк IKB.
Финансовые эксперты отмечают, что иск SEC наносит ущерб прежде всего репутации Goldman Sachs. «Иск подрывает их бренд и их политическое влияние»,— прокомментировал известный критик банка, профессор Массачусетского технологического института Саймон Джонсон. «Возмещение ущерба — не слишком большая проблема. Главная угроза Goldman — репутационная»,— говорит аналитик Sanford C. Bernstein Брэд Хинц.
После объявления об иске SEC стоимость акций Goldman Sachs снизилась на 12,6%, капитализация банка упала на $12 млрд. — до $88,6 млрд. Главный специалист по анализу рынка компании Jeffries and Company Арт Хоган считает, что иск SEC снизит курс акций Goldman Sachs, а также стоимость других финансовых компаний как минимум в краткосрочной перспективе. Профессор права Университета Миссури Уильям Блэк полагает, что скандал с Goldman Sachs может навредить и другим крупным финансовым компаниям.