УАИБ не верит в СЧАстье

21 января 2010, 0:08
no image

Рынок управления активами получил первый серьезный урок ценового манипулирования

Управляющие компании обратились в ГКЦБФР с требованием расследовать факты резких колебаний биржевых курсов ценных бумаг и принять соответствующие меры для предотвращения таких «прыжков» в дальнейшем.

Члены Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) обратили внимание на несколько случаев, произошедших в конце декабря и первой половине января, когда на бирже «Перспектива» и на Восточно-Европейской фондовой бирже были зафиксированы курсы акций Енакиевского металлургического завода, металлургического комбината им. Ильича, УкрАвто, АвтоКрАЗа и облигаций сельскохозяйственной компании «Райз», «существенно отличные» от цен, установившихся на ПФТС и Украинской бирже.

Данная ситуация значительно усложняет достоверную оценку стоимости активов институтов совместного инвестирования. Поэтому члены УАИБ решили обратиться к регулятору с просьбой провести расследования по фактам значительных колебаний биржевых курсов и инициировать внесение изменений во внутренние документы бирж с целью препятствования подобным манипуляциям, а также создать рабочую группу для совместной подготовки качественных изменений в положение о порядке определения чистых активов ИСИ.

«Сложившаяся ситуация с биржевым курсом на 31 декабря 2009 г. и в первые дни 2010 г. внушает опасения. Резкое снижение биржевого курса, например, по Енакиевскому металлургическому комбинату, привело к снижению на несколько процентов стоимости чистых активов всех инвестиционных фондов, в портфелях которых находился данный эмитент. Поскольку акции ЕМЗ — голубая фишка нашего фондового рынка, то безразличных к такому явлению практически не осталось»,— утверждает директор по инвестиционной политике КУА «Фининвест-групп» Ирина Охременко. В результате фонды не показали верную доходность своим инвесторам, инвесторы, предъявившие к выкупу ценные бумаги фондов, получили меньше, а инвесторы, приобретшие ценные бумаги фондов в период неадекватного снижения активов, могут рассчитывать на сверхдоходность.

Такое искажение курса стало возможным из-за того, что утвержденная методология расчета биржевого курса предписывает брать в качестве биржевого курса наименьший в перечне всех бирж, торговавших в данный день данной ценной бумагой. «Методология не учитывает ни объемов торгов по биржам, ни отклонения минимальной/максимальной цен от средней цены по всем другим биржам. Если бы методология предполагала хотя бы исключение статистических выбросов из выборки биржевых курсов, то такого невероятного снижения не было бы. К сожалению, ГКЦБФР пока не обещает быстрого решения этой методологической проблемы»,—  уточняет госпожа Охременко.

В биржах подтверждают наличие такой проблемы. «На рынке действуют 10 бирж, но ликвидность на каждой из них  — разная. На каждой бирже, теоретически, могут торговаться одни и те же бумаги, стало быть, и определяться биржевой курс. Но на разных биржах разное количество сделок, разные объемы торгов, и вполне естественно, что биржевой курс тоже может отличаться,— напоминает председатель правления Украинской биржи Олег Ткаченко.— Каждый день все биржи направляют в УАИБ стандартизированную информацию о результатах торгов на своей бирже с определением биржевого курса, а КУА, согласно методике, для расчетов берут самое меньшее значение биржевого курса. Если на одной бирже акции компании Х стоят 168 грн., а на другой бирже с меньшей ликвидностью — 42 грн., то КУА обязаны оценивать активы по самой меньшей цене». Одним из возможных вариантов решения это вопроса для КУА, по его словам, может стать изменение, при котором КУА, оценивая активы, будут использовать не минимальное значение биржевого курса бумаги, а значение биржевого курса бумаги на бирже, где прошло наибольшее количество сделок и объем торгов по этой конкретной бумаге.

Понятно, что параллельной торговли избежать не получится. «Мы не можем заставить биржи изменить свои правила работы или исключить некоторые биржи из перечня, на основании которого считается минимальное значение курса,— говорит начальник аналитического департамента ГК «ТАСК» Андрей Шевчишин.— На наш взгляд, необходимо сформировать правила отсечения экстремальных значений. К примеру, можно отсекать биржевые курсы, которые на 30% отличаются от предыдущего значения (биржи прекращают торги по ликвидным бумагам, если цена изменилась на 30%.— Авт.)». Кроме того, необходимо установить правила на случай дополнительной эмиссии акций, которая может снизить стоимость бумаг на более чем 30%, хотя это будет рыночная цена.

По мнению экспертов, реальное влияние произошедшего на рынок можно будет оценить только по итогам января, когда будет видно, какие инвесторы и как воспользовались провалом КУА. Очевидно, наибольшие риски данной ситуации — это существенная недооценка стоимости активов при возможном входе инвестора и восстановление стоимости при его выходе. «Таким образом в фондах просто размывается капитал, от чего страдают оставшиеся инвесторы,— говорят они.— А некоторые ИСИ могут оказаться на грани банкротства без объективных причин».

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи