Премьер Юлия Тимошенко инициировала возвращение в госсобственность ООО «Херсонский машиностроительный завод»
Премьер Юлия Тимошенко инициировала возвращение в госсобственность ООО «Херсонский машиностроительный завод», который сейчас принадлежит депутату от Партии регионов Александру Олейнику
Как заявила в пятницу премьер, Фонд госимущества начал процесс национализации ООО «Херсонский машзавод», в результате которого целостно-имущественный комплекс предприятия должен быть возвращен в собственность государства. «Сейчас я начала такой процесс, и Фонд госимущества занимается возвращением завода в государственную собственность»,— сообщила госпожа Тимошенко. По словам премьера, причиной решения является неэффективное управление заводом и использование государственных средств, выделенных предприятию в качестве финансовой помощи, не по назначению. Собственником ООО называют бизнесмена и депутата от Партии регионов Александра Олейника.
Национализацию предприятия инициировал поначалу его трудовой коллектив, встревоженный задержками с выплатой заработной платы (по состоянию на начало июля она составляла около 150 тыс. грн.), а позже представители депутатского корпуса. Парламентарии от Компартии Екатерина Самойлик и Петр Симоненко зарегистрировали законопроект, предполагающий возвращение в госсобственность имущественного комплекса Херсонского завода.
Как отмечает собственник завода, причиной печального его состояния является отсутствие господдержки аграриев, которые являются основными покупателями продукции предприятия. «В 2000 г. в Украину было ввезено иностранной техники на $141,8 млн., а в прошлом эта цифра достигла уже $2,5 млрд. Если такое отношение к машиностроению будет и в дальнейшем, то отрасли осталось жить несколько лет»,— прочит Александр Олейник.
К этому добавим, что, в отличие от прошлых лет, в госбюджете-2009 не предусмотрено 30%-ной компенсации покупки отечественной техники для аграрного сектора, а объемы компенсации процентной ставки по банковским кредитам в сравнении с 2008 г. уменьшены с 1,3 млрд. грн. до 300 млн. грн. На деле же получить хоть какой-то кредит сейчас почти нереально.
В таких условиях избавиться от актива, тянущего вниз весь бизнес, для господина Олейника, возможно, было бы не самым плохим выходом. Тем более что изъятие частной собственности планируется осуществлять на основании ст. 41 Конституции Украины, то есть «по мотивам общественной необходимости». А это предполагает предварительную компенсацию стоимости отчуждаемых активов. Но, как отмечает начальник Главного научно-экспертного управления ВР Василий Борденюк, в указанной статье отмечается, что порядок отчуждения определяется специальным законодательством, а таковое пока отсутствует. «Это делает фактически невозможным национализацию соответствующего имущества»,— отмечает эксперт. Второй вариант — это изъятие имущества на основании решения суда по иску одной из сторон договора купли-продажи. Возможно, его ФГИ и выберет, однако судебный процесс наверняка растянется на годы.