Колонка редактора
Пока в прошлую субботу в ДК КПИ шел съезд «Нашей Украины», на «Співочому полі», что неподалеку от Киево-Печерской Лавры, разворачивалась шестая по счету «Країна мрій»
Этот фестиваль и в прошлый, и в позапрошлый годы радовал как музыкантами со всего мира, так и художниками-ремесленниками, съезжавшимися показать и продать свое искусство нескольким десяткам тысяч посетителей. Это был настоящий праздник как для любителя аутентичной этники, так и для модернизированных ее проявлений. Подобная феерия ожидалась и в этом году, несмотря на то, что из-за финансовых сложностей фестиваль с трех дней ужали до одного.
Но не получилось. То ли флюиды из политеха, то ли непривычно для феста жаркая погода — но все было не так, как все привыкли. Мне, как рядовому посетителю, первым делом бросилась в глаза скудость аллеи мастеров. Нет, кузнецы приехали, и их шоу под бой импровизированных барабанов — это, пожалуй, лучшее, что было. Но в остальном — тоска и скука. Все заполонили вышиванки полупромышленного производства, традиционные горшки и куклы-обереги. Ни тебе оригинальных резчиков по дереву, ни интересных керамистов — их отдельные представители были вынуждены ютиться за пределами территории фестиваля. Тех же, кто осмелился приехать не с традиционными для Украины (понятно, что традиционными в представлении продюсера художнической части феста Алексея Доли) изделиями, изгонялись нещадно. Этим занимался самолично господин Доля. Ну а как же! Если ты не член какой-то там «спілки митців», то нечего тебе делать на этнофестивале — иди в переулок и продавай там свои продукты творчества.
Правда, уже к обеду господин продюсер немного подобрел и перестал заниматься сегрегацией творческого люда. Тем паче, что свободных мест в аллее мастеров было хоть отбавляй, в отличие, опять-таки, от предыдущих лет.
Не порадовала и музыкальная часть фестиваля. Все хотелось спросить того же Долю: «Если эти художники не в концепции, то почему в концепции Mad Heads?». С каких это пор попса с отдаленным привкусом позабытого рокабилли стала визитной карточкой украинской национальной культуры? Да и вообще, фест задумывался как международный, а в этом году, увы, практически не было ни поляков, ни ирландцев, ни индийцев — одни только украинские хоры, певшие, в том числе, и советские песни. Вполне национально… Не хватало только портретов Тараса Шевченко и умильных заламываний рук на тему многострадального кобзаря.
В общем, фестиваль закончился, неприятные впечатления только начали выпадать в осадок — да не успели. Дошла весть, что немногочисленными западноукраинскими этнофестивалями озаботилась та же группа продюсеров во главе с уже упомянутым Алексеем Долей. И я представил, как на ту же «Терра Фантастика» в Каменце-Подольском устраивают кастинг на предмет соответствия «національній свідомості», после чего фестиваль тихо умирает. А следом за ним чахнут и прочие только-только народившиеся фесты…
Так шароварщина с ее глечиками и вышиванками убивает реальную современную украинскую культуру, загоняя ее в рамки постсоветских писателей и прочих «митців», и опошляя самую идею украинской культуры.