Реализовать Энергетическую стратегию Украины до 2030 г., которую многие эксперты считают непригодной для практического использования, нашему Кабмину помогут дотации Евросоюза
Реализовать Энергетическую стратегию Украины до 2030 г., которую многие эксперты считают непригодной для практического использования, нашему Кабмину помогут дотации Евросоюза.
Пресс-служба Минэкономики сообщила, что глава этого ведомства Богдан Данилишин от имени правительства подписал соглашение о финансировании программы внешней помощи ЕС «Поддержка внедрения Энергетической стратегии Украины». Общий бюджет программы составляет EUR87 млн., из которых прямая бюджетная поддержка — EUR82 млн., техническая помощь, направленная на внедрение бюджетной поддержки,— EUR5 млн. «Средства прямой бюджетной поддержки, которые предоставляются Украине на безвозвратной основе, должны поступить непосредственно в госбюджет двумя траншами и будут направлены на поддержку реализации Энергетической стратегии Украины»,— говорится в сообщении Минэкономики.
Президент Виктор Ющенко в начале 2008 г. уделил особое внимание выполнению планов, заложенных в национальной энергостратегии. На встрече с главой Минтопэнерго Юрием Проданом глава государства констатировал, что правительство не подкрепило энергостратегию соответствующими программами и планами мероприятий, до сих пор не установило степень ответственности руководителей органов исполнительной власти за несоблюдение заложенных в стратегию показателей. Именно поэтому, считает господин Ющенко, отраслевые министерства и ведомства игнорируют этот документ.
Очевидно, реагируя на критику президента, в июне Юрий Продан сообщил, что Кабмин принял решение создать межведомственную комиссию по вопросам реализации энергостратегии до 2030 г. По его словам, комиссия создана для координации работы различных ведомств по этому вопросу. «Все решения по выполнению стратегии носят межведомственный характер. Комиссия будет отслеживать, каким образом выполняется стратегия и что необходимо предпринимать для ее выполнения»,— отметил топливный министр.
Однако отраслевые эксперты считают, что реализовать энергостратегию невозможно, поскольку в документе заложены неадекватные, с их точки зрения, показатели. Члены общественной коллегии при Минтопэнерго еще до утверждения документа парламентом составили список замечаний, которые так и остались неучтенными. В частности, по оценке коллегии, стратегия содержит множество ничем не подтвержденных прогнозных показателей. В частности, ежегодный рост потребления электроэнергии до 2030 г. в Украине составит максимум 2,5%, а не 3,2%, как указано в документе. Задекларированная сумма необходимых для электроэнергетики до 2030 г. инвестиций (543,5 млрд. грн.) занижена минимум в полтора раза. По словам Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Центра им. Разумкова, в стратегии заложен нереалистичный прогноз удвоения добычи нефти к 2010 г. «Для этого нужно было начинать геологоразведочные работы несколько лет назад»,— подчеркнул эксперт.
Сергей Ермилов, директор Института проблем экологии и энергосбережения, заявил «і», что сложно ожидать эффективности государственной энергетической политики, сформировавшейся на основе ошибочных количественных параметров. А по словам Александра Тодийчука, координатора группы экспертов по выполнению меморандума энергетического сотрудничества Украины и ЕС, полноценную работу над энергостратегией можно будет вести только после того, как будет утверждена общая стратегия развития нашего государства. А этот вопрос в повестке дня украинской власти не значится.
Как создавалась Энергетическая стратегия Украины до 2030 г.
Разработка Энергетической стратегии Украины началась в 2003 г. по распоряжению президента Леонида Кучмы. В марте 2006 г. Кабмин Юрия Еханурова утвердил ее. Тогда Минтопэнерго руководил Иван Плачков, а его первым заместителем был нынешний министр топлива и энергетики Юрий Продан.
Согласно документу, Украина намерена за 24 года сократить зависимость от импортных энергоносителей с 54,8% до 11,7%. Обеспечения энергетической безопасности планируется достичь путем уменьшения уровня зависимости страны от импорта газа, нефти и урана с 54,8% в 2005 г. до 11,7% в 2030 г., в том числе за счет увеличения использования собственного угля, урана, газа, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Производство электроэнергии на собственном топливе должно вырасти с 38,1% в 2005 г. до 91,7% в 2030 г. Планируется создать стратегический резерв нефти и газа для использования в чрезвычайных ситуациях и рыночного регулирования цен. Стратегия также предусматривает поэтапный рост цен на энергоносители (нефть, газ, электроэнергию) не более чем на 15% в год. Чтобы реализовать стратегию, объем необходимых инвестиций в ТЭК должен составить не менее $110 млрд. Ответа на вопрос, откуда появятся необходимые инвестиции, авторы стратегии не дают.