В пятом туре заключительного шахматного турнира серии Гран-при в испанском Бильбао гроссмейстеры демонстрировали свое мастерство в эндшпиле.Победивших в этот день не оказалось
В пятом туре заключительного шахматного турнира серии Гран-при в испанском Бильбао гроссмейстеры демонстрировали свое мастерство в эндшпиле. Поскольку это мастерство оказалось на высоком уровне у всех шахматистов, то и победивших в этот день не оказалось.
Для украинца Василия Иванчука, не выигравшего до сих пор ни одной партии, был очень привлекательный момент, чтобы прервать сухую серию. Ведь его соперник экс-чемпион мира болгарин Веселин Топалов убежал вперед на целых пять очков и лидировал в турнире. Заманчиво было сократить просвет на три очка, тем более что у Василия были белые фигуры. Львовянин начал игру ходом ферзевой пешки. Вскоре на доске возникла защита Нимцовича. Причем Веселин воспользовался идеей украинского гроссмейстера Олега Романишина и предложил уже на 7-м ходу перейти в эндшпиль. Возникшее окончание было с небольшим перевесом у белых. И теперь черным предстояла борьба только за ничью.
Такой подход, который характерен для игры Топалова в Бильбао, был абсолютно неприемлем для Веселина ранее. Любым цветом, с любым соперником он стремился только к победе. Но дело в том, что большинство поражений болгарина явились следствием его чрезмерной агрессивности. Очевидно, Топалов сделал правильные выводы и смог обуздать свой темперамент.
Василий получил неплохую позицию, но все его попытки с помощью маневров перехитрить черных натыкались на четкую защиту Веселина. И когда позиция оказалась окончательно запертой, соперники стали повторять ходы. Ничья — на 44-м ходу.
Норвежец Магнус Карлсен и азербайджанец Теймур Раджабов любят повторять друг за другом дебютные варианты. Возможно, это связано с агрессивным стилем обоих шахматистов, которые не желают отсиживаться в обороне. Начал было Карлсен применять вариант дракона в сицилианской защите, системе, которая считалась если не забракованной, то уж во всяком случае очень рискованной. И Раджабов тут же включил этот вариант в свой дебютный репертуар. Едва Теймур полюбил гамбит Яниша в испанской партии, который уж точно считался второсортным и на высоком уровне встречался крайне редко, как вслед за бакинцем его применил и Магнус. Да не против кого-нибудь, а против самого чемпиона мира Виши Ананда. Виши, игравший белыми, прихватил пожертвованную пешку. Видимо, он надеялся погасить активность черных фигур. Но оказалось, что сделать это чрезвычайно непросто. Два слона черных и их тяжелые фигуры оказывали серьезное давление. И тогда Ананд решил в свою очередь пожертвовать качество. Но норвежец был начеку. Он вернул этот дар и перевел партию в ферзевое окончание, где у белых не нашлось спасения от вечного шаха.
Раджабов применил белыми шотландскую партию против армянского гроссмейстера Левона Ароняна. Уже на 10-м ходу соперники разменяли ферзей, но инициативу захватили белые. Однако оригинальными маневрами Аронян сдержал натиск, и на 34-м ходу гроссмейстеры зафиксировали ничейный исход.
После первого круга у Топалова 9 очков, Карлсена — 8, Ароняна — 6, Иванчука, Ананда и Раджабова — по 4.