Вслед за обвинениями премьера Юлии Тимошенко в государственной измене Секретариат президента начал борьбу с КПУ
Вслед за обвинениями премьера Юлии Тимошенко в государственной измене Секретариат президента начал борьбу с КПУ.
Замглавы секретариата Игорь Пукшин заявил, что общество и ведущие политические силы должны определиться в целесообразности существования антигосударственной идеологии в нашем государстве: «Деятельность КПУ в последнее время все чаще приобретает характер организованной криминальной группировки». Эксперты не исключают, что инициатива секретариата — элемент борьбы с Юлией Тимошенко, которой приписывают неформальный альянс с коммунистами. И, декларируя намерение запретить Компартию, Виктор Ющенко пытается консолидировать вокруг себя прозападный электорат, ориентированный на БЮТ.
Месяц назад с аналогичной инициативой выступал народный депутат от НУНС Владимир Мойсык. Он считает, что основанием для запрета деятельности КПУ должны стать опубликованные СБУ списки виновных в организации голодомора. «Дать правовую оценку коммунистической идеологии — дело Верховного суда»,— отметил господин Мойсык.
Народный депутат от КПУ Александр Голуб заявил «і», что давление со стороны секретариата обусловлено вопросом об импичменте президента. Господин Голуб напомнил, что для запрета деятельности партии необходимо решение Верховного суда, которому предшествуют несколько предупреждений со стороны Минюста о нарушении законодательства. «Никаких союзов с БЮТ у нас нет, а то, что совпадают голосования,— это нормальная ситуация для любого парламента. С таким подходом можно ставить вопрос о союзе Секретариата президента и Партии регионов»,— заявил «і» господин Голуб.
Его коллега по КПУ Леонид Грач утверждает, что Игорь Пукшин — «редкий провокатор, который, как правило, занимается давлением на суды». По словам парламентария, в секретариате намерены искусственно соединить КПУ с «олигархической проамериканской политической силой БЮТ». Господин Грач отметил, что заявления чиновников секретариата — элемент избирательной кампании: «Президент сделал ставку на консолидацию националистического электората. Но, скорее всего, ему придется убрать одно свое место с президентского кресла и уступить его Тимошенко». А народный депутат от Партии регионов Василий Хара отметил, что БЮТ и КПУ нельзя назвать союзниками, «несмотря на то, что некоторые голосования КПУ нам непонятны».
Представители БЮТ тоже скептически отнеслись к инициативе секретариата. Парламентарий от БЮТ Святослав Олийнык сказал «і», что Минюст не зарегистрировал бы КПУ, если бы программные цели не соответствовали закону «О политических партиях». «Возможно, это элемент борьбы с БЮТ, поскольку КПУ не голосовала за отставку Кабмина. Для запрета Компартии нет юридических оснований и реальной возможности, поскольку у этой партии есть существенная поддержка электората»,— отметил бютовец.
С этим отчасти согласился первый замглавы регламентного комитета Рады Сергей Сас (БЮТ): «В последнее время секретариат позволяет себе выпады в адрес Кабмина или КПУ. Это необходимо, чтобы посмотреть на реакцию избирателей для дальнейшего проведения PR-кампании в нужном русле».
В 1991 г. в Украине была запрещена деятельность Компартии, что привело к созданию и успешному продвижению СПУ Александра Мороза. В 1994 г. Рада отменила запрет КПУ. В 1995 г. члены КПУ на ее II съезде провозгласили себя правопреемниками КПУ — бывшей составной части КПСС.