Президент подписал закон, ограничивающий возможности СК и НПФ размещать свои резервы и активы. В течение ближайших недели-двух он должен быть опубликован, но депутаты уже готовят к нему поправки. И СК, и НПФ шокированы.
Напомним, что Закон № 3201-IV, принятый Верховной Радой 15 декабря, запретил СК размещать страховые резервы в ценные бумаги без рейтинга по национальной шкале, а также в банках, не имеющих заветной оценки. Точнее, рейтинг таких ЦБ и банков должен отвечать инвестиционному уровню. Аналогичные требования выдвигаются и к активам НПФ.
Представители обоих «пострадавших» рынков были почти уверены в том, что Президент наложит вето на столь неразумное и необоснованное нововведение. «Сразу после принятия ВР законопроекта №7484 ЛСОУ направила Президенту письмо с просьбой воспользоваться правом вето. Поправки в Закон «О страховании», на наш взгляд, нелогичны и нецелесообразны, потому что для страховщиков могут стать недоступными сразу несколько достаточно распространенных и выгодных инструментов для размещения резервов, что существенно затруднит выполнение ими обязательств перед клиентами»,— заявила «ЭИ» Наталья Гудыма, гендиректор ЛСОУ. Добавив, что «внесение упомянутых изменений является удовлетворением требований отдельных субъектов рынка, а не обоснованным и последовательным регулированием, направленным на развитие финансовых рынков».
Аналогичную петицию направил Президенту и правительству пенсионный рынок — через «сочувствующих» народных депутатов. Но глава государства на Рождество преподнес им плохой подарок, таки подписав Закон. В ближайшие дни документ должен быть опубликован и сразу вступит в силу.
Теоретическая целесообразность рейтингования тут даже не обсуждается. Проблема гораздо серьезнее. Заключается она в том, что инвестиционные возможности СК и НПФ будут существенно ограничены. Они вынуждены будут вкладывать деньги не в самые перспективные ЦБ. Да и нет в обращении такого количества бумаг с рейтингом, которые покрыли бы потребности СК и НПФ (страховые резервы СК на 01.10.05 — 5,01 млрд. грн., активы НПФ на эту же дату — около 35 млн. грн.). Если понимать запрет на покупку ЦБ без рейтинга буквально, то получается, что акции должны вообще исчезнуть из портфелей СК и НПФ, поскольку рейтингованию они не подлежат.
С облигациями дела обстоят ненамного лучше. Нежелание корпоративных эмитентов платить за получение и поддержание рейтинга обернулось тем, что абсолютное большинство выпусков делаются закрытыми (тогда получать рейтинг необязательно.— Ред.). «100% корпоративных облигаций, имеющихся у нас в активах, — это облигации закрытых эмиссий, т.е. они не имеют рейтинга,— говорит руководитель департамента по управлению активами КУА-АПФ «TBIH — SigmaBleyzer» Андрей Степаненко. Таким образом НПФ будут вынуждены наполнять свои портфели муниципальными и корпоративными облигациями с рейтингом, невзирая на их доходность. Вполне возможно, что первое время особо законопослушным КУА придется покупать их на ПФТС еще и по завышенной цене.
Если следовать букве закона, то даже ОВГЗ им приобрести нельзя — нет у госбумаг рейтинга.
Совсем забыть о ЦБ страховщикам и пенсионщикам никак нельзя. Набить портфели одной недвижимостью, банковскими металлами и депозитами не получится, ведь тогда сложно будет выполнить требования по диверсификации. Не для всех НПФ эта проблема стоит остро: этим требованиям они должны соответствовать через 1,5 года после регистрации, а таких фондов сейчас всего 3. Но уже во втором полугодии все работающие НПФ с проблемой столкнутся лоб в лоб.
Согласно закону, у банков, в которых СК и НПФ размещают деньги, тоже должен быть рейтинг. «В действующем законодательстве отсутствует требование обязательного прохождения рейтинга банковскими учреждениями. Поэтому негосударственные пенсионные фонды будут вынуждены выбирать между несколькими банками, которые прошли такую оценку. При этом условия депозитных вкладов в этих банковских учреждениях могут быть не самыми выгодными, а сами банки — не самыми надежными»,— возмущается гендиректор КУА-АПФ «TBIH — SigmaBleyzer» Александр Бойко.
Страховщики, вдобавок к сказанному г-ном Бойко, однозначно указывают на возможную монополизацию рынка заинтересованными структурами. «Для банков наличие национального рейтинга — дело добровольное. В итоге возможность размещать страховые резервы на банковских депозитах в соответствии с действующим законодательством будет зависеть от желания банков проводить рейтингование, и рейтингового агентства — присваивать такой рейтинг. Это может привести к монополизации несколькими банками рынка в части размещения средств СК на депозитах и текущих счетах. Подобная ситуация и с вводимыми ограничениями на размещение страховых резервов в ценных бумагах»,— указывает на проблему г-жа Гудыма.
В Антимонопольном комитете вероятность появления подобной проблемы не отрицают, но кардинальных действий пока не планируют. Дескать, положение дел нужно изучить. «Закон вступает в силу, и его нужно выполнять. В комитет поступают письма от участников рынка, в которых указано на несоответствие вводимых норм. Например, в законе указано, что ценные бумаги должны иметь рейтинг по национальной либо международной шкале. В то же время в Закон «О страховании» вносится норма, требующая размещать страховые резервы только в ЦБ с национальным рейтингом. Но чтобы устранить законодательную коллизию, вначале следует провести переговоры с регуляторами рынков»,— заверяет Людмила Жорник, советник председателя АМКУ.
Вряд ли банки массово побегут получать кредитный рейтинг только ради того, чтобы СК и НПФ несли к ним свои деньги. Вероятней всего, в первую очередь это сделают те, у которых есть аффилированные СК и НПФ.
Справедливости ради отметим, что не все пенсионщики оценивают этот закон как катастрофу. И.о. исполнительного директора КУА «КИНТО» Сергей Веремиенко считает, что теперь у НПФ просто будет ограничен выбор корпоративных облигаций, а в акции и другие инструменты можно будет вкладывать и дальше, поэтому о серьезной угрозе деятельности пенсионных фондов говорить преждевременно. «Сама по себе идея неплоха, так как кредитный рейтинг отражает рисковость ЦБ,— добавляет г-н Веремиенко. — Вопрос в другом: насколько рейтинговая оценка реально отражает способность эмитента платить по займам, и будет ли «Кредит-Рейтинг» оперативно информировать об изменениях в текущем финансовом состоянии эмитента».
Но большинство пенсионщиков все же считают, что над их бизнесом нависла очень серьезная угроза. «Вступление в силу закона может остановить развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения в Украине, вызвать упадок действующих НПФ, что, в свою очередь, — привести к потере уже имеющихся пенсионных накоплений и разочарованию населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения. В ситуации, когда нагрузка на солидарную систему в связи со стремительным старением населения возрастает, создание такой ситуации просто недопустимо»,— говорится в обращении народных депутатов.
Но закон уже принят, и теперь нужно искать возможные выходы из ситуации. По мнению участников рынка, Госфинуслуг может издать разъяснение, в котором уточнит, что запрет на покупку ЦБ без рейтинга не распространяется на бумаги, не подлежащие обязательному рейтингованию. Сама комиссия пока что отказывается давать официальные комментарии по этому поводу.
И все же новые нормы закона попытаются изменить. «Я намерен подать соответствующий законопроект, чтобы отсрочить вступление в силу этих норм или смягчить их. Обеспокоены ситуацией и другие депутаты, которые также будут подавать свои предложения»,— сообщил «ЭИ» народный депутат Валерий Алешин.