Вчера топ-менеджмент Первой фондовой торговой системы подвел итоги за год. Еще не окончившийся 2005-й перекрыл почти все показатели предыдущего. В 2006 г. ПФТС обещает запустить рынок заявок, все-таки зарегистрироваться как фондовая биржа и попробует ввести систему интернет-трейдинга.
Общий объем торгов в 2005 г. вырос по сравнению с 2004 в 1,9 раза и составил около 13,51 млрд. грн. Как и прежде, почти половину объема составляют торги корпоративными облигациями — 6,19 млрд. грн. Не повлияло на выпуск корпоративных облигаций и обязательное их рейтингование, с которым рынок с переменным успехом борется почти год. Сейчас его заново прописали в очередном законе по ипотечным бумагам. По словам Бориса Тимонькина, главы совета ПФТС, весь фондовый рынок, судя по всему, нужен только для того, чтобы была работа одному рейтинговому агентству. «Тут четко просматриваются материальные интересы определенных госорганов. Мы у Moody’s рейтинг для своих облигаций получили за $5 тыс., а местный рейтинг обошелся в 35 тыс. грн.»,— отметил г-н Тимонькин. И добавил: «Я с уважением отношусь к создателям этого бизнеса, надо бы самому создать такую структуру. Гораздо доходнее, чем банк». По словам Ирины Зари (на фото), президента ПФТС, участники рынка приложат все усилия, чтобы на закон было наложено вето.
По сравнению с прошлым годом в 5,9 раз — до 3,83 млрд. грн. — выросли объемы торгов государственными облигациями. Этому способствовала ревальвация гривни, прошедшая в апреле. В 2,6 раза — до 2,77 млрд. грн. — выросли объемы торгов акциями. Основной рост обеспечили ценные бумаги т.н. «второго эшелона» — ГОКов, коксохимов и предприятий машиностроения. Несмотря на непризнание ГКЦБФР и отдельными представителями фондового рынка ПФТС как биржевой площадки, Ассоциация в 2005 г. первой вступила в Мировую федерацию фондовых бирж, которая объединяет 115 фондовых площадок со всего мира.
В следующем году ПФТС планирует также начать тестирование оборудования для интернет-трейдинга. По словам г-жи Зари, в первом квартале пройдет тестирование оборудования для инвесткомпаний, а со второго полугодия — и для физлиц. Кроме того в 2006 г. ПФТС запустит рынок заявок. «ПФТС — это вторичный рынок, а для него рынок котировок — оптимальный вариант. Но у участников рынка должен быть выбор: рынок заявок, котировок и другие возможности. В первом квартале мы запустим ДАТЕКС (рынок заявок). Но чтобы он эффективно работал, должно быть желание самих участников рынка»,— отметила г-жа Заря.
Кстати, одна из основных претензий инициативной группы, намеревающейся создавать новую фондовую биржу,— как раз отсутствие в ПФТС рынка заявок. Брокеры обвиняют руководство ПФТС в затягивании процесса создания этого рынка, который позволил бы определять реальную стоимость ценных бумаг, избегая случаев сговора участников торгов в ПФТС. По словам г-на Тимонькина, это, как чайная церемония. «По чайной церемонии чай рекомендуется пить из пиалы, но это не значит, что его нельзя пить из граненого стакана. Разговоры о небиржевых технологиях — суть устранение конкурентов»,— съязвил г-н Тимонькин.
От перерегистрации в фондовую биржу ПФТС пока не отказывается. В первом квартале Ассоциация повторно подаст документы в ГКЦБФР, пообещала г-жа Заря. По ее словам, можно было бы подать на регулятора в суд. «Но это же регулятор, с ним потом все равно придется работать»,— иронически отметил г-н Тимонькин. Впрочем, инициаторы создания новой фондовой биржи скептически смотрят на возможность получения ПФТС биржевой лицензии. По словам Романа Сазонова, президента ИФГ «Сократ», перерегистрация ПФТС в биржу маловероятна. «Наши юристы проанализировали документы Ассоциации и пришли к выводу, что на 99% это невозможно»,— отметил г-н Сазонов. По словам г-жи Зари, все решения о возможной форме работы с новой биржей будет принимать собрание акционеров Ассоциации. Между тем процесс создания новой биржи приостановлен инициативной группой до 1 февраля.