Как стало известно «ЭИ», в пятницу состоялась закрытая встреча представителей российской ассоциации строителей с украинскими банкирами и строительными компаниями. Россияне подумывают над тем, чтобы начать строить жилье и офисные помещения в Киеве после выборов. Они готовы предложить украинским банкам схему рефинансирования ипотечных кредитов с помощью схемы MBS. Желающие вряд ли найдутся.
Президент Ассоциации строителей России (АСР) Николай Кошман сообщил «ЭИ», что на встречу с украинскими строительными компаниями его уполномочили учредители ассоциации — строительные компании «Миракс Групп», «Интэко», «Первая ипотечная компания», «БСК», «Баркли» и ряд других. «У самой маленькой из них годовой оборот превышает EUR1 млрд.,— рассказывает г-н Кошман. — С таким финансовым потенциалом они будут комфортно себя чувствовать на украинском строительном рынке. У вас есть такие площадки, на которых мы сможем развернуться, а украинские компании — нет». По данным «ЭИ», в ходе закрытой встречи с украинскими застройщиками россияне предлагали «руку помощи» в освоении стройплощадок — цессию, совместное освоение, переуступку прав. Пока никаких конкретных договоренностей нет. «Решения будут приниматься после выборов в парламент, а также выборов мэра Киева»,— пояснил г-н Кошман.
Россияне готовят почву для сотрудничества и с украинскими банками, которые будут кредитовать население и компании на приобретение недвижимости. В составе делегации АСР присутствовал Владимир Пономарев, который представляет интересы американской финансовой компании Greenwich Financial Research. Он объяснил «ЭИ», что его компания готова предложить банкам рефинансирование выданных ипотечных кредитов с помощью секьюритизации активов. Так как в Украине нет необходимого фондового инструментария и законодательного регулирования, Greenwich предлагает секьюритизацию на внешнем рынке по схеме MBS (Mortgage bond securitization). Суть схемы заключается в следующем: банк готовит пул стандартизированных кредитов, которые передаются специальному ипотечному учреждению Special purpose vehicle (SPV), зарегистрированному, скажем, в Голландии или Ирландии. Под залог активов компания выпускает ценные бумаги, которые продает инвесторам. Привлеченные ресурсы используют в новых кредитных проектах банка. Фактический контроль над SPV остается у первичного собственника активов (банка). Для банка схема удобна еще и тем, что должником выступает не он, а целевая компания.
С одной стороны, такой способ рефинансирования относительно дешев. Доходность облигаций SPV, обеспеченных ипотечными активами, на Ирландской фондовой бирже составляет около 6-8% годовых. С другой стороны, расходы банка на секьюритизацию активов достаточно высоки. Например, чтобы рефинансировавать пул ипотечных активов на $100-150 млн., банку придется затратить около $5 млн. Для сравнения, услуги по размещению еврооблигаций на ту же сумму в среднем обходятся в $2,5-3 млн. По словам г-на Пономарева, минимальный объем рефинансирования, который будет выгоден банку, — $50 млн. Директор Украинской национальной ипотечной ассоциации Антон Сергеев уверяет, что на данном этапе развития украинского рынка жилищного кредитования мало кто из банков может похвастаться пулом выданных кредитов на сравнимую сумму. Поэтому, мол, подобный способ рефинансирования вряд ли заинтересует большое количество отечественных банков. Если вообще кого-то заинтересует. Напомним, что еще в конце лета о намерении выйти на внешние рынки и привлечь $100 млн. через секьюритизацию розничных активов обещали финансисты УкрСиббанка. Но дальше обещаний дело пока не зашло.