Источник «i», близкий к Укрэксимбанку, сообщил, что за первый квартал текущего года объемы проблемной задолженности госбанка якобы увеличились примерно на 20%, или 80 млн. грн. (относительно небольшая сумма, которая составляет 0,5% всего КИП банка.— Авт.). После одного из майских совещаний в секретариате президента представители президентской пятерки в набсовете направили запрос о причинах роста задолженности председателю правления Укрэксимбанка Виктору Капустину.
Не получив ответа, пропрезидентские силы инициировали проведение заседания набсовета. По словам члена президентской пятерки в наблюдательном совете Укрэксимбанка Романа Жуковского, на момент отправки запроса нельзя было сказать, является ли увеличение проблемных активов банка на 80 млн. грн. негативным сигналом для банка. «Эта цифра не является ни плохой, ни хорошей. Чтобы проанализировать эти изменения, мы и запросили документы у правления. Возможно, рост объемов проблемной задолженности — следствие изменения в классификации (качества.— Авт.) каких-либо ранее выданных кредитов. Свои выводы мы сделаем после заседания набсовета»,— рассказывал господин Жуковский «i» неделю назад.
В свою очередь председатель правления Укрэксимбанка Виктор Капустин заявил «i», что ничего не знает о росте проблемной задолженности: «Официально заявляю: по данным на 1 июня объемы проблемной задолженности банка по отношению к началу года уменьшились с 1,72% до 1,54% от активов». По его словам, правление совсем не против того, чтобы члены набсовета получили доступ к банковской тайне, но сначала им необходимо пройти определенные процедуры, подписать документы.
Однако вчера у представителей президентской пятерки аргументация не изменилась. Правление Укрэксимбанка так и не ответило на запросы членов набсовета, мотивируя свой отказ внутренним положением о набсовете Укрэксимбанка, согласно которому члены НС не имеют доступа к банковской тайне. «Позиция правления противоречит нормам закона «О банках и банковской деятельности» (в законе указано, что члены набсовета являются должностными лицами банка и имеют доступ к банковской тайне.— Авт.). Мы будем требовать изменения полномочий набсовета банка»,— возмутился один из членов набсовета банка, пожелавший остаться неназванным. А его коллега, представляющий в Укрэксимбанке интересы парламента и также просивший не называть его имени, заявил «i», что о проведении заседания его в известность еще не поставили. Эксперт отмечает, что, даже если заседание совета будет назначено на 15 июня, оно может и не состояться. «Согласно положению о набсовете банка, члены совета должны быть поставлены в известность за 3 дня до даты проведения заседания»,— утверждает собеседник «i». По его словам, скорее всего заседание совета будет перенесено на двадцатые числа июня.
За разъяснениями «і» обратились к главе набсовета Укрэксимбанка Игорю Сотуленко. Он сообщил, что еще в минувшую пятницу подписал распоряжение о созыве набсовета, и пригласил представителей Рады и Кабмина. Господин Сотуленко был краток: «Если будут все 10 человек — будет кворум. Повестка дня набсовета является конфиденциальной, а вопрос о проблемной задолженности будет решаться в рабочем порядке».
Опрошенные «i» эксперты на условиях конфиденциальности высказали мнение, что игры с заседаниями набсовета Укрэксимбанка вызваны желанием секретариата президента получить госбанк под свой контроль. «Эта задача становится особенно актуальной в преддверии выборов. Ведь под контролем Кабмина находится Ощадбанк»,— отметил один из финансистов.