Переход на международные системы финансовой отчетности, приглашение западных топ-менеджеров, покупка активов за рубежом и подготовка к IPO пока не сделали украинские финансово-промышленные группы полностью цивилизованными. Во всяком случае, когда речь идет о прибыли, они предпочитают всеми способами оптимизировать налогообложение. В свое время Ринат Ахметов заявил, что большому бизнесу большене нужны налоговые льготы. Однако имелись в виду льготы в свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития.
Что касается существующих льгот в виде низких налоговых ставок за рубежом, украинские предприниматели не прочь ими воспользоваться. В структуре собственности многих компаний можно увидеть огромное количество компаний Кипра, Виргинских островов и других подобных территорий — их цель скрыть реальных владельцев. Однако, начиная с позапрошлого года, усилилась экспортная активность через оффшоры. Объемы таких поставок продолжают расти. Скажем, в январе этого года экспорт на Британские Виргинские острова почти сравнялся с экспортом в США.
Президент подписал указ «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины «О мероприятиях по противодействию непродуктивному оттоку капитала за пределы Украины». Контроль за выполнением указа возложен на секретаря СНБО Виталия Гайдука.
Текст указа начинается со списка проигнорированных правительством указов Виктора Ющенко на аналогичную тему, изданных им год-полтора назад. Так, неудовлетворительным оказалось выполнение указа президента от 24 ноября 2005 г. «О мероприятиях по улучшению инвестиционного климата в Украине» и указа от 28 октября 2005 г. «О мероприятиях по утверждению гарантий и повышению эффективности защиты прав собственности Украины».
Также президент поручил разработать ряд законов. К примеру, до 1 декабря — о внешнеэкономической деятельности. С участием Национального банка правительству поручено до 1 июня разработать поправки к законам «Об инвестиционной деятельности» и «О режиме иностранного инвестирования». А в трехмесячный срок правительство должно проанализировать причины возникновения негативных тенденций во внешней торговле.
НБУ поручено постоянно мониторить судебные решения, связанные с освобождением субъектов хозяйствования от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при покупке иностранной валюты, — чтобы иметь возможность обжаловать такие решения. Генпрокуратуре до 1 мая 2007 г. поручено внести на рассмотрение президента предложения по усовершенствованию закона о борьбе с отмыванием денег.
К этому же сроку Верховный суд должен обсудить на пленуме вопросы о приобретении и переводе за границу валюты, приобретении иностранных инвестиций, вложенных в Украине, а также о необходимости и случаях привлечения к участию в судебных процессах Пенсионного фонда и НБУ. Еще одним вопросом в дискуссиях членов Верховного суда станет вопрос о легализации доходов, полученных преступным путем.
Эксперты сомневаются в выполнении указа. Директор Института политических исследований и экономических консультаций Игорь Бураковский заявил «і», что реальных действий со стороны правительства по отмеченным направлениям он не наблюдает: «Сам факт того, что у правительства нет плана деятельности на среднесрочную перспективу, говорит о том, что пока к пониманию этих вопросов они не приблизились. У правительства проблема со стратегией».
Депутат Ксения Ляпина («Наша Украина») также пророчит указу тяжелую судьбу. «Правительство демонстрирует свое неуважение не только к указам, но даже к Конституции»,— говорит она. С другой стороны, отсутствие подобных поручений, по ее мнению, приведет к тому, что эта проблематика вообще не будет стоять на повестке дня.
Наибольшей популярностью у наших производителей пользуются Британские Виргинские острова. За 2006 г. украинский экспорт через эти острова вырос на 84,2% и составил $480,9 млн. Только в январе 2007 г. Украина экспортировала на Виргинские острова продукции на $51,5 млн., тогда как в США — $65,4 млн.
Директор Украинского института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский объясняет такие большие объемы экспорта на Виргинские острова тем, что это одна из оффшорных зон, где идет регистрация разного рода экспортных операций. «На Виргинских островах нет рынка ни для одной страны, в том числе и Украины. Виргинские острова используются как часть схемы поставки товаров, проведения расчетов и получения доходов. Это схемы, связанные с минимизацией финансовых рисков»,— говорит господин Бураковский.
По словам заместителя председателя парламентского комитета по вопросам экономической политики Алексея Плотникова, на Виргинских островах зарегистрированы торговые компании, частично флот. «Легче продать фирме с Виргинских островов, а куда оно будет перепродано дальше — уже никого не волнует»,— сказал «i» господин Плотников.
Бывший министр экономики Сергей Терехин называет экспорт через оффшоры классической схемой вывода капитала за рубеж. «Когда экспорт идет через оффшорную зону, на конечном этапе для эффективного покупателя цена может быть намного больше, чем та, которая была указана в таможенной накладной. Это манипулирование ценой через прослойку в оффшорной фирме, там, где никто не заботится о реальной стоимости продукта»,— говорит он.
По словам господина Терехина, за оффшорными фирмами стоят продавцы, которые минимизируют свои затраты во внешней торговле. «Они уменьшают свои налоговые обязательства внутри страны (по налогу на прибыль). Они уводят часть валютной выручки в оффшорную юрисдикцию и не платят с этого никаких налогов. Это называется бегством капитала»,— говорит господин Терехин. По его словам, экспорт через оффшоры — наиболее безопасный вид вывода капитала за рубеж. Если нужно — с последующим возвратом в виде инвестиций.
Действительно, часть инвестиций поступает в Украину именно из оффшоров. Так, общий объем иностранных инвестиций в украинскую экономику, поступивших с Виргинских островов, составляет $808,3 млн., или 3,8% от общего числа иностранных инвестиций. А на втором месте стран-инвесторов Украины находится Кипр, лишь недавно исключенный из официального списка оффшоров (но де-факто пока остающийся таковым). Общий объем инвестиций Кипра в украинскую экономику составляет $3,011 млрд., или 14,2%.
Неслучайно после вступления в ЕС и исключения Кипра из списка оффшоров объемы экспорта на Кипр снизились, и в январе 2007 г. они составляли 40,9% от объемов января 2006 г. В то же время за 2006 г. увеличился экспорт Украины в другой европейский оффшор — Гибралтар — в 115,7 раз (!), составив $18,144 млн.
Самые высокие объемы украинского экспорта в январе 2007 г. зафиксированы в торговле Украины с Турцией ($229,2 млн.) и Италией ($186,2 млн.). По словам господина Плотникова, как и в случае с оффшорами, украинская продукция поступает в эти страны преимущественно для дальнейшей перепродажи. «Турция — фактически перевалочная база украинского металла. По Италии — тот же металл плюс химия. Это не страны конечного потребления. Они используются для перепродажи»,— говорит господин Плотников.