14 апреля представители негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний собрались на «круглом столе». Это было первое открытое мероприятие, где сошлись оба финансовых сектора, претендующие на право осуществлять пенсионное обеспечение. Конфронтация была явной. Присутствовавшие еле сдерживали эмоции. Диалога у них так и не получилось: страховые компании считают, что им нужны равные права с НПФ, пенсионщики — что страховщики должны заниматься только страхованием. Госфинуслуг, похоже, на стороне НПФ.
Страховщики указывали на свои приоритеты и доказывали, что страховые компании, НПФ и банки должны быть полноправными участниками негосударственного пенсионного обеспечения. Пока же участие страховых компаний, согласно законодательству, сводится к выплате пожизненной пенсии. Страховщики безуспешно пытаются внести изменение в закон об НПФ с прошлого года. Их аргументы сводятся к тому, что лайфовые СК оказывают услуги по накопительным программам страхования уже около восьми лет. При этом СК гарантируют застрахованному сохранность средств. Кроме этого, человек во время выплаты выбирает, как воспользоваться своими деньгами: то ли забрать всю сумму сразу, то ли оформить срочную или пожизненную пенсию. Да и по большому счету гражданин должен иметь возможность выбирать, где накапливать средства для пенсии.
В свою очередь пенсионщики попросили страховщиков не обманывать клиентов, называя долгосрочное страхование пенсионным обеспечением. «Пенсия — это накопление и приумножение денег. А то что предлагают СК, — выплата конкретных сумм — это типичный страховой продукт. Страхование на дожитие до пенсионного возраста»,— уверен президент Ассоциации НПФ и АПФ Дмитрий Пыриг. Главные аргументы пенсионщиков против страховщиков такие: они ориентированы на работодателя, а не на будущего пенсионера, и «не умеют» управлять активами. Президент КУА «Автоальянс – ХХІ сторіччя» Анатолий Отченаш подтвердил последнее «обвинение» примером: «СК «Гарант-лайф», которая входит в нашу финансовую группу, в прошлом году обеспечила клиентам доходность 18-20% (г-н Отченаш не уточнил в какой валюте, но в любом случае это очень высокий показатель для СК. – Авт.). А компания, управляющая активами инвестфондов, — 130%». Страсти противоборствующих сторон резонно охладил ректор УИРФР Дмитрий Леонов, подметив: «Ребята, вы сначала убедите клиентов принести деньги. Куда именно, это уже их дело, выберут сами. А пока ни СК, ни НПФ результатами похвастаться не могут».
Своим мнением насчет участия СК в пенсионном накоплении с «ЭИ» поделился член Госфинуслуг Андрей Рыбальченко: «Во главу угла должен стоять потребитель. А предлагаемые страховщиками коллективные (корпоративные. — Авт.) пенсионные договора и фиксированные суммы будущих выплат — это не лучшие условия для пенсионера».
На 1 января 2005 г. страхованием жизни занимались 45 СК. По результатам 2004 г. лайфовые компании собрали 186,9 млн. грн. премий. На начало года зарегистрировано 25 НПФ. Общая сумма активов НПФ — 10,5 млн. грн.