Мир

Украдены картины на полмиллиарда евро

Прошлой ночью произошла одна из самых крупных и дерзких в современной истории краж картин

Из парижского Музея современного искусства похищены пять полотен кисти Пабло Пикассо, Анри Матисса и других выдающихся мастеров ориентировочной стоимостью EUR500 млн.

Грабители пробрались в музей, взломав замок железной ограды окна и вырезав из него стекло. Пока непонятно, почему не сработала сигнализация. Проникающего через окно вора, облаченного в маску, засекла камера наблюдения, однако пребывающие в помещениях музея трое охранников обнаружили пропажу только во время утреннего обхода.

«В музее не оказалось полотен: «Голубь с зеленым горошком» 1912 г. Пабло Пикассо, «Пастораль» 1906 г. Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» 1906 г. Жоржа Брака, «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Натюрморт с подсвечниками» 1922 г. Фернана Леже. Все они были вырезаны из рам, оставшихся висеть на стенах.

«Это серьезное преступление против человеческого наследия. Полиция должна разобраться, почему не сработала система безопасности, обратив особое внимание на тот факт, что трое охранников ничего не заметили и не отреагировали»,— заявил ответственный за культуру депутат парижского муниципалитета Кристоф Жирард.

По первоначальным данным следствия, совокупная стоимость пропавших картин составляла EUR500 млн. Позже господин Жирард сообщил, что их цена не выходит за пределы EUR100 млн. Однако аналитики отмечают, что, поскольку украденные полотна являются широко известными, представители мэрии могут умышленно занижать их стоимость на случай возможного выкупа.

До сегодняшнего дня крупнейшей считалась кража 13 картин 18 марта 1990 г. из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Тогда двое неизвестных преступников в форме полицейских вошли в здание музея и похитили полотна Рембрандта, Эдуара Мане, Говарта Флинка и других художников оценочной стоимостью около $300 млн. ФБР до сих пор ищет тех похитителей и сами картины.

Поскольку продать столь известные картины на открытом аукционе невозможно, в прессе появляется множество спекуляций о том, что их кража осуществлена по заказу частных коллекционеров. Директор парижской галереи Palais de Tokyo Пьер Корнетт де Саинт-Кур опровергает подобные сплетни, утверждая, что «нет коллекционеров настолько глупых, чтобы приобрести картины, которые нельзя показать другим коллекционерам и несущие угрозу огромного тюремного срока».

Следователи считают, что украденные предметы искусства активно используются международными криминальными группами в качестве валюты при расчете за поставки оружия и наркотиков. Свернутое в рулон полотно — очень удобная альтернатива огромной суммы наличности.

По словам управляющего Art Loss Register Антония Кимбелла, на черном рынке полотна оцениваются примерно в 10% от их реальной стоимости и могут циркулировать из рук в руки долгие годы. Если после этого картину удастся вернуть, ее цена, благодаря связанному с ней преступлению, может вырасти в несколько раз и повысить прибыли музея благодаря лучшему притоку посетителей.

zakiyanov