Китайские власти предпринимают меры для предотвращения перегрева экономики
Народный банк Китая повысил норму резервирования по депозитам на 0,5%, чтобы предотвратить возникновение ценовых пузырей в ряде сфер экономики, включая рынок недвижимости. Нормы резервирования повышаются второй раз за последние четыре месяца. Нынешний уровень норм резервирования для мелких и средних банков составляет 14% от объема депозитов, а для крупных — 16%.
Представители правительства, Народного банка Китая, а также независимые аналитики неоднократно заявляли о том, что из-за легкого доступа к кредитным ресурсам в Китае формируется пузырь на рынке недвижимости и в ряде других секторов. Ситуация усугубилась значительным притоком спекулятивного капитала на китайский рынок и ростом инфляции.
Только в первой половине января банки выдали кредитов на 1,45 трлн. юаней ($212 млрд.). Власти опасаются, что если кредиты будут раздаваться так и дальше, они значительно превысят целевой показатель Народного банка, который составляет 7,5 трлн. юаней за весь год. В то же время показатель денежной массы M2 (наличные средства, средства на текущих и специальных счетах, вклады населения до востребования и некоторые срочные вклады) подскочил на 26%.
Опасаясь перегрева рынка жилья и экономики, китайские регулирующие органы с 19 января ввели квоты на объемы кредитов, выдаваемых крупнейшими банками Китая. Народный банк Китая распорядился, чтобы банки увеличили резервы по кредитам, что привело к снижению мировых фондовых рынков и падению цен на нефть. Глава Комиссии по регулированию банковской деятельности Лю Минкан сообщил, что банкам было предложено сократить кредитование с рекордных $1,4 трлн., выданных в 2009 г., до $1,1 трлн. Эти меры должны препятствовать дальнейшему перегреву рынка недвижимости, рост цен на котором в 2009 г. составил 7,8%.
Некоторые экономисты считают, что для предотвращения перегрева экономики китайские власти вскоре могут пойти даже на укрепление курса юаня, чего требуют многие страны мира. «У меня присутствует сильное убеждение в том, что они скоро изменят обменный курс»,— заявил главный экономист американского банка Goldman Sachs Джим О’Нейл, отметив, что произойти данное событие может практически в любой момент. Экономист считает, что Китай может пойти на единовременную ревальвацию юаня на 5% и затем позволить ему торговаться в более широких пределах или в отношении корзины из большего числа валют. «Они должны что-то сделать, чтобы замедлить экономику и разобраться с последствиями инфляции»,— заявил господин О’Нейл. В Goldman Sachs прогнозируют, что по итогам 2010 г. ВВП Китая увеличится на 11,4%.
Главный экономист Международного валютного фонда Оливье Бланшар говорит, что повышение курса юаня будет одной из мер, на которые китайскому правительству придется пойти для поддержки внутреннего спроса и обеспечения устойчивого роста экономики в среднесрочной перспективе. При этом господин Бланшар отмечает, что «повышение курса юаня не должно рассматриваться как лекарство от всех болезней». По словам господина Бланшара, математическая модель, разработанная МВФ, показала, что укрепление юаня на 20%, сопровождающееся аналогичным укреплением валют других развивающихся стран Азии, приведет к росту американского ВВП только на 1%. «Совершенно ясно, что основываясь только на этом, американская экономика не сможет достигнуть устойчивого роста»,— подчеркнул эксперт.
На скорейшем укреплении курса юаня настаивают власти США. По их мнению, курс юаня, удерживаемый с лета 2008 г. на стабильном уровне около 6,83 юаня за доллар США, занижен и способствует нарастанию дисбаланса в китайско-американской торговле. Представители Народного банка Китая и китайского правительства до сих пор заявляли о намерении обеспечивать стабильность обменного курса юаня. «Китай проводит последовательную и ответственную политику в отношении обменного курса китайского юаня. Мы будем продолжать на принципах инициативности, контролируемости и постепенности совершенствовать механизм формирования обменного курса юаня, поддерживать его на рациональном стабильном уровне»,— заявил заместитель премьера Госсовета КНР Ли Кэцян в ходе экономического форума в Давосе.
Профессор британской Cass Business School Чжао Хуайнань считает, что говорить об укреплении юаня все же рано: «Это произойдет только в том случае, если Китай резко нарастит экспорт, а показатель инфляции составит двузначное число». Экономист британского института Chatham House Ванесса Росси говорит, что укрепление китайского юаня приведет к сокращению доходов от снижения экспорта, хотя в то же время стабилизирует внутренние цены на топливо, сырье и продовольственные товары, а также уменьшит приток спекулятивного капитала, который способствует инфляции, росту цен в Китае.
Руководитель Отдела китайских ценных бумаг и товаров в американском банке JP Morgan Йин Ульрих не исключает, что в 2010 г. рост экономики Китая может превысить нынешние прогнозы. «Первая половина 2010 г., скорее всего, будет характеризоваться постепенным закручиванием гаек при помощи административных мер»,— считает госпожа Ульрих. По ее мнению, на международном уровне китайскому правительству следует быть готовым к усилению давления со стороны партнеров в странах Запада. Правительство США будет еще энергичнее требовать, прежде всего, укрепления юаня, искусственно заниженный курс которого дает китайским экспортным товарам очевидное преимущество перед товарами конкурентов.