Мир

Минск лишили дешевой нефти

Россия лишила Беларусь прибылей от экспорта российской нефти

Если ранее Беларусь закупала всю российскую нефть по льготным тарифам, то с 1 января 2010 г. будет платить 100%-ную пошлину за нефть, предназначенную для переработки и экспорта в другие страны. При этом Россия будет экспортировать в Беларусь без пошлин ту нефть, которая предназначена для внутреннего потребления в Беларуси. Цена вопроса — приблизительно $2,5 млрд.

Россия победила в нефтяном споре с Беларусью, подписав выгодное для себя соглашение об условиях поставок российской нефти в Беларусь. Спор разгорелся около месяца назад в связи с истечением срока действия соглашения о льготных поставках Беларуси сырья в 2007-2009 гг.

После нефтяной войны 2007 г., в ходе которой Беларусь перекрыла экспорт российской нефти в страны Европейского Союза, было заключено соглашение, по которому Беларусь оплачивала только 35,6% от российского экспортного тарифа (около $80 за тонну). Получая сырую нефть по льготной цене, Беларусь экспортировала нефть или нефтепродукты в европейские страны по мировым рыночным ценам, что приносило около трети всех доходов Беларуси от экспорта. Только четверть поставляемой из России нефти перерабатывается нефтеперерабатывающими заводами Беларуси для внутреннего потребления.

Минск был заинтересован в сохранении тарифов. Президенты России и Беларуси Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко в декабре попросили профильных чиновников рассмотреть возможность сохранения в 2010 г. тех цен на нефть, по которым топливо поставлялось в Беларусь в 2009 г. Однако в переговорный процесс неожиданно вмешался курирующий ТЭК вице-премьер РФ Игорь Сечин, подключив к нему Минэнерго, которое потребовало максимально увеличить пошлины. Сам господин Сечин возглавил переговорщиков с российской стороны.

Россия была готова поставить для внутренних нужд Беларуси 6,3 млн. т вообще беспошлинно, но настаивала на полной оплате остальных 15 млн. т. Власти Беларуси протестовали. Минск грозил в случае невыполнения его требований поднять стоимость транзита нефти с $3,9 до $45 за тонну, тогда как транзитом через Беларусь в Европу поставляется около 60 млн. т российской нефти. Также из Минска звучали угрозы прекратить поставки электроэнергии в Калининград. Однако белорусы постепенно сдавали свои позиции, смирившись с тем, что льготной пошлины больше не будет, и только выпрашивали у Москвы увеличение объемов необлагаемой пошлиной нефти: до 9 млн. т ежегодно.

По итогам трудных переговоров первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сообщил, что объем поставок не облагаемой пошлинами российской нефти в 2010 г. составит 6,3 млн. т. «Нам удалось доказать, что внутренние потребности Беларуси в нефти составляют не 5 млн. т, а 6,3 млн. т без учета внутренней добычи нефти»,— пытался он скрыть свое поражение.

Белорусам удалось добиться нескольких уступок. В конце 2010 г. объем беспошлинной нефти увеличится пропорционально фактическим темпам роста ВВП Беларуси на 1 октября 2010 г. Правительство Беларуси утверждает, что в 2010 г. экономика Беларуси должна в 2010 г. увеличиться на 11-13%. Беспошлинно будут ввозиться и те объемы сырья, которые после переработки на белорусских НПЗ вернутся в Россию в виде нефтепродуктов, тогда как половина (около 11 млн. т) всей перерабатываемой в Беларуси нефти (21,4 млн. т в 2009 г.) поставляется из России. Кроме того, тариф на транзит российской нефти через территорию Беларуси будет увеличен по сравнению с 2009 г. на 11% — до $4,5 за тонну.

Согласно расчетам аналитика Банка Москвы Дениса Борисова, полный отказ от льгот для Беларуси принес бы российскому бюджету $6,1 млрд. Если бы были приняты условия Минска, потери России превысили бы $4 млрд. Исходя из нынешней договоренности, российский бюджет недополучит около $1,5 млрд. по текущим нефтяным ценам. Так, в результате нового нефтяного соглашения с Беларусью Россия сохранила $2,5 млрд.

Давление Москвы на Минск некоторые обозреватели связывают с желанием российской стороны ускорить приватизацию белорусских предприятий, в том числе «Нафтана-Полимира», на который претендовала «Роснефть». Примечательно, что совет директоров «Роснефти» возглавляет господин Сечин, которого некоторые СМИ сравнивают с Дартом Вейдером. После переговоров Игорь Сечин выглядел победителем, и сообщил президенту России Дмитрию Медведеву, что соглашение «в полной мере гарантирует интересы и соответствует интересам российских компаний, участвующих в поставках». Господину Сечину так не терпелось подписать соглашение, что он не поленился протянуться через весь стол, чтобы вручить главе белорусской делегации ручку. Владимир Семашко заявил, что ручка у него есть и своя, и подписал документ.

bondarenko