Александр Лукашенко решил сделать очевидным то, что долгое время было тайной.
В малозаметных высказываниях во время своей бессвязной восьмичасовой пресс-конференции в начале этого месяца белорусский диктатор заявил, что пункт конституции страны о том, что она должна стремиться к нейтралитету, должен быть удален при переработке основного закона. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
“О каком нейтралитете может идти речь? Здесь два варианта: либо мы в Конституции определяем наше государство как не нейтральное, либо вообще ничего об этом не пишем”, — сказал Лукашенко, отметив, что Беларусь является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) под руководством России.
Конституционно закрепленный нейтралитет Беларуси уже давно является чем-то вроде химеры. Помимо того, что Беларусь является членом ОДКБ и ЕАЭС, она также входит в широкое, но плохо определенное “союзное государство” с Россией, которое, помимо прочего, включает интегрированную систему ПВО.
Хотя Беларусь уже давно де-факто является российским государством-клиентом, экономика которого выживает за счет субсидий из Москвы, фасад нейтралитета ранее обеспечивал Лукашенко определенную гибкость в отношениях с Кремлем. Это позволяло ему периодически делать выпады в сторону Запада, чтобы вымогать у России больше помощи. Это также обеспечивало предохранительный клапан, когда Лукашенко опасался, что белорусский суверенитет находится под угрозой, как в случае с его открытостью Западу после вооруженной интервенции России в Украину в 2014 году.
Фальсификация белорусских президентских выборов в августе 2020 года, массовые протесты, последовавшие за ними, и последовавшее за этим жестокое подавление инакомыслия со стороны Лукашенко полностью изменили эту игру. Лукашенко стал персоной нон грата на Западе, и у него не осталось иного выбора, кроме как пойти на союз с Россией.
Недавние комментарии Лукашенко об отмене пункта о нейтралитете в белорусской Конституции, похоже, имели аудиторию из одного человека: Владимир Путин. “Лукашенко хочет подчеркнуть в рамках политического торга с Россией, что Беларусь отказывается от каких-либо обязательств перед Западом и демонстрирует полную вовлеченность в стратегические приоритеты Москвы. Таким образом, это шаг к выплате долга за поддержку Россией режима Лукашенко в критический момент в августе 2020 года”, — сказал Deutsche Welle белорусский политолог Павел Усов.
Порой попытки Лукашенко продемонстрировать, что он разделяет стратегические приоритеты Москвы, проявляются вопиющей глупостью, например, возбуждением уголовных дел против европейских граждан за неуважение к белорусскому флагу.
На этой неделе белорусские прокуроры возбудили уголовное дело против неустановленных польских граждан в неустановленном польском городе за то, что они якобы бросили белорусский флаг на тротуар и топтали его. А в мае белорусские прокуроры возбудили уголовное дело против министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича и мэра Риги Мартиньша Стакиса после того, как во время чемпионата мира по хоккею в Риге они заменили нынешний государственный флаг Беларуси на исторический белорусский красно-белый национальный флаг, который был принят белорусской оппозицией.
Но в некоторых случаях антизападные шаги Лукашенко более зловещи и разрушительны. Это касается спровоцированного им кризиса мигрантов, который создает хаос на белорусских границах с Литвой, Латвией и Польшей. Белорусский диктатор также угрожает нарушить международные цепи поставок между Европой и Азией. В июле Лукашенко приказал своему правительству принять меры по блокированию транзита товаров из Европейского Союза в Россию и Китай в отместку за санкции ЕС.
Война Лукашенко с Европой также носит перформативный характер. В течение последнего года Россия добивалась от белорусского диктатора принятия конституционных изменений, уменьшающих власть президента и укрепляющих парламент страны. Кремль тем временем готовит все необходимое для того, чтобы Москва могла контролировать вновь расширенное белорусское законодательное собрание через прокремлевские партии и СМИ.
Метод безумия Лукашенко заключается в том, что он призван убедить Кремль в том, что он будет лояльным и уступчивым клиентом на фоне спекуляций о том, что Москва пытается облегчить его уход. Возможно, этот подход сработает. В интервью газете “Белорусский партизан” политолог Павел Усов сказал, что Путин, похоже, пришел к выводу, что перспектива отстранения Лукашенко от власти слишком рискованна.
“Я думаю, что сегодня Путин вряд ли будет рассматривать вариант ухода Лукашенко”, — сказал Усов. “Необходимо понимать, каковы последствия ухода Лукашенко от власти для системы. В Беларуси действует персоналистский режим, и как только диктатор уйдет, начнутся непредсказуемые процессы дезинтеграции системы, которые будет крайне сложно контролировать. Даже условный переход власти от диктатуры к новой диктатуре под внешним контролем рискован. Особенно в условиях глубокого политического кризиса. Я думаю, что Кремль осознает эти риски”.
С точки зрения Путина, возможно, это тот случай, когда лучше знать дьявола, особенно если он слаб, изолирован и находится в отчаянии. Я думаю, что Путин сегодня потирает руки, наблюдая, как Лукашенко постоянно ссорится с Западом, потому что это усиливает зависимость Беларуси от Москвы”, – сказал белорусский политолог Александр Класковский в интервью “Еврорадио”.
Призыв Лукашенко убрать пункт о нейтралитете из белорусской Конституции прозвучал всего за несколько недель до начала российско-белорусских военных учений “Запад-2021”, в ходе которых с 10 по 16 сентября в Беларуси пройдут учения 12 800 военнослужащих, в том числе 2 500 из России. На этой неделе делегация Министерства обороны России во главе с заместителем министра генералом Юнус-беком Евкуровым посетила Беларусь в рамках подготовки к учениям.
В преддверии “Запад-2021” две страны уже провели рекордное количество совместных военных учений в этом году. Эта почти постоянная ротация российских войск в Беларуси означает, что в настоящее время в Беларуси де-факто постоянно присутствуют российские войска.
В одном смысле, отмена пункта о нейтралитете в белорусской Конституции просто формализует то, что уже давно было понятно. Но, тем не менее, это имеет большое значение, поскольку еще больше укрепляет ось автократов Путин-Лукашенко.