Украина уверена, что турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2 укрепят ее военный потенциал и сдержат дальнейшую агрессию России. Однако не ошибочны ли эти ожидания?
Два года назад Украина приобрела у Турции дюжину беспилотников Bayraktar TB2 примерно за 70 миллионов долларов США. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Emerging Europe.
Это стало началом расцвета военного партнерства между двумя странами, которое усилилось в прошлом месяце, когда президент Украины Владимир Зеленский подписал меморандум о сотрудничестве с компанией Baykar Savunma, которая производит Bayraktar TB2, о создании совместных центров обучения и технического обслуживания в Украине.
В то же время Украина объявила, что приобретет еще 24 Bayraktar TB2 и что она хочет создать заводы по производству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) турецкой разработки.
У Турции сложные и зачастую напряженные отношения с Россией, главной геополитической угрозой для Украины.
Несмотря на то, что Анкара и Москва регулярно оказываются на стороне противников – будь то в Нагорном Карабахе, Сирии или Ливии – Турция, впрочем, является членом НАТО, который поддерживает самые тесные отношения с Россией.
В конце 2017 года Турция купила S400, самую современную российскую систему противовоздушной обороны, доступную для экспорта, к большому огорчению Соединенных Штатов.
“Предоставление Украине передового военного оборудования дает Анкаре редкий рычаг давления в ее сложных и напряженных отношениях с Москвой”, — говорит Ситки Эгели, оборонный аналитик из Измирского университета экономики.
К следующему году Украина может получить до 36 комплексов Bayraktar TB2, что сделает систему важной частью оборонного арсенала страны.
Однако насколько турецкие БПЛА изменят ситуацию в потенциальном конфликте с Россией, еще предстоит выяснить.
Дешево, но эффективно
За последние несколько лет Bayraktar TB2 заслужил репутацию дешевого, но эффективного беспилотника, чему в немалой степени способствовала успешная турецкая пропагандистская кампания, основанная на видеозаписях работы этой системы.
Несмотря на то, что лишь несколько стран – США, Израиль, Турция, Иран и Китай – имеют на вооружении серийные БПЛА, прошедшие боевые испытания, их эффективность в недавних конфликтах была впечатляющей, особенно против российских систем ПВО.
Во время последнего раунда боевых действий в Нагорном Карабахе в прошлом году TB2 широко рассматривался как один из основных факторов победы Азербайджана. Армянские войска, оснащенные устаревшими советскими системами ПВО, не смогли справиться с современными БПЛА, которыми располагал Азербайджан.
Конфликты в Ливии и Сирии также продемонстрировали TB2 в действии, часто непосредственно против более новых систем ПВО российского производства. Во время короткого конфликта между Турцией и Сирией в начале 2020 года, вызванного ударами сирийской авиации и артиллерии по турецким “наблюдательным пунктам” на территории, контролируемой исламистскими повстанцами в провинции Идлиб, турецкие беспилотники уничтожили сотни сирийских бронемашин и систем ПВО.
Среди последних были и российские ЗРК “Панцирь-С1”, считающиеся одними из самых сложных российских систем ПВО.
В Ливии Турция – в поддержку признанного ООН правительства национального согласия (GNA) – развернула TB2 против Ливийской национальной армии Халифы Хафтара. В ходе этой кампании турецким беспилотникам удалось уничтожить десятки самолетов Pantsir-S1, поставленных ОАЭ.
Однако даже в этих конфликтах у TB2 был относительно высокий процент потерь. За первые шесть месяцев 2020 года в Ливии было потеряно не менее 16 TB2, почти все они (по крайней мере, утверждается) были сбиты. В Сирии правительственным силам также удалось сбить несколько TB2.
Уязвимости
Но успехи TB2 не всегда свидетельствуют об эффективности этой системы против сложных противников, считает Дмитрий Смирнов, бывший офицер ВВС Украины, ныне работающий инструктором в академии ВВС Эфиопии.
“Успехи TB2 против “Панцирей” в Ливии и Сирии мало что значат”, — говорит он. Они должны были стать частью многоуровневой сети противовоздушной обороны, состоящей из всего – от крупнокалиберных пулеметов до ракет класса “земля-воздух” большой дальности. Сирийцы и ливийцы, в силу финансовых и практических ограничений, не могут позволить себе такую сеть, как это могли бы сделать русские. И это еще без учета качества стандартов и подготовки экипажей систем ПВО”.
По словам Смирнова, БПЛА всегда уязвимы против равных или близких по уровню вооружений противников из-за их относительно низкой скорости и малой высоты.
Возможно, именно поэтому Россия не встревожена закупкой Украиной этих систем. Аарон Стайн, автор журнала War on the Rocks, разделяет эту точку зрения.
“Поскольку эти беспилотники оказались чувствительными к наземному огню, российские силовые структуры не проявляют особого беспокойства из-за распространения турецких беспилотников в Восточной Европе. В условиях близких к конфликту, такие беспилотники, как TB2, не выживут”, — говорит он.
Действовать с осторожностью
Таким образом, Украине, возможно, следует проявлять определенную осмотрительность, возлагая все свои надежды на TB2 как на ключевой инструмент сдерживания российской агрессии.
Сепаратисты на востоке страны располагают достаточно современным набором средств ПВО, некоторые из которых захвачены у украинских военных, а некоторые предоставлены Россией.
Кроме того, существует вопрос о реальной противовоздушной обороне российских вооруженных сил.
На протяжении большей части войны в 2014 и 2015 годах украинские ВВС были выведены из строя из-за сдерживающего фактора, созданного сепаратистами и их российскими покровителями. Эта ситуация вряд ли изменится в случае возобновления боевых действий. Однако TB2, будучи недорогим (особенно по сравнению с современным реактивным истребителем), означает, что его операторы, если у них есть финансовые возможности, могут поддерживать высокий уровень боевой готовности системы.
Возможно, именно поэтому Украина не только закупает TB2 в таких больших количествах, но и планирует производить его внутри страны.
Независимо от того, оправдает ли TB2 возложенные на него большие надежды, он, несомненно, значительно повысит обороноспособность Украины. Кроме того, налаживание отечественного производства этой системы позволит Украине получить опыт и ноу-хау для разработки более сложных систем вооружения, как для внутреннего использования, так и для экспорта.
Таким образом, это может оказаться выгодной покупкой.