Украинская община в Бразилии является третьей по величине украинской диаспорой в мире. Любой путешественник, отправляющийся вглубь южного бразильского штата Парана, наверняка столкнется с необычным для этой местности зрелищем. Ведь там, на сельской территории площадью 5 000 квадратных километров, проживает основная часть украинской общины Бразилии численностью 600 000 человек.
Украинские деревни – известные как коммуны – являются своего рода капсулой времени для Украины XIX века. Деревянные церкви с луковичными куполами доминируют в сельской местности, наряду с типичными украинскими крестьянскими домами. По воскресеньям в церквях собираются прихожане, одетые в вышиванки. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Emerging Europe.
Даже украинский язык, на котором говорят в Бразилии, застыл во времени и идентичен диалекту, на котором говорили в исторической области Галиция более 100 лет назад.
Район Прудентополис, охватывающий большую часть территории этой общины, является центром украинской диаспоры. В одноименной столице округа около 75 процентов населения имеют полное или частичное украинское происхождение. В начале октября федеральные власти Бразилии даже предоставили украинскому языку соофициальный статус в муниципалитете Прудентополис.
В Бразилию
Украинцы начали мигрировать в Бразилию в конце 19 века. Тогда сменявшие друг друга бразильские правительства предпринимали активные усилия по поощрению европейской миграции, даже предлагали оплачивать проезд, чтобы привлечь самых бедных европейцев, включая украинцев.
Большинство из них в итоге переехали в Бразилию из Галиции. Сейчас этот регион, включающий в себя Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую области Украины, был частью Австро-Венгерской империи, и украинцы часто оказывались в затруднительном положении из-за своего нежелания ассимилироваться в более широкую империю.
По прибытии в Бразилию иммигрантам обещали еду, одежду и доступ к плодородным землям, но они быстро обнаружили, что это не так. Вместо этого их поселили на необработанной земле вдали от городской цивилизации. Оказавшись в незнакомой среде и не имея представления о том, как возделывать землю, в первые годы многие погибли от болезней и голода.
Эти страдания были увековечены в серии стихов под названием “В Бразилию” уважаемого украинского поэта Ивана Франко (в честь которого назван город Ивано-Франковск).
После первых волн иммиграция замедлилась, более популярным направлением стала Канада.
Однако многие украинцы продолжали прибывать в Бразилию каждый год, включая десятки тысяч рабочих, привезенных бразильским правительством для строительства железной дороги из Сан-Паулу в Рио-Гранде-ду-Сул, проходящей через штат Парана, где доминировали украинцы.
Последняя волна иммиграции пришлась на конец 1940-х годов, в основном это были украинские националисты, опасавшиеся преследований со стороны Советского Союза.
Сохранение языка и культуры
За 150 лет, прошедших с момента первого прибытия украинцев в Бразилию, община сумела сохранить свой язык, культуру и обычаи. Это резко контрастирует с соседней Аргентиной, где украинская община численностью около 300 000 человек (включая легендарного футбольного менеджера Хосе Пекермана, который тренировал Аргентину на чемпионате мира 2006 года) была в значительной степени ассимилирована.
По мнению профессора Густаво Вискайя де Ласерда, социолога из Федерального университета Параны, одной из главных причин сохранения украинской культуры в Бразилии является роль церкви.
Большинство украинских бразильцев принадлежат к украинской греко-католической церкви, обряды которой почти идентичны восточным православным церквям, но которая сохраняет верность Папе Римскому. Сегодня в штате Парана насчитывается не менее 230 греко-католических церквей.
Они являются центральными пунктами общины и проводят регулярные уроки украинского языка и истории, что позволяет общине сохранять свою культуру. Кроме того, украинские бразильцы известны своей замкнутостью. Они называют себя “наши люди”, в противоположность “черным” – их термин для всех чужаков, независимо от расы или этнической принадлежности.
Эта замкнутость и нежелание смешиваться с широкими слоями населения, безусловно, помогли общине сохранить свою самобытность, в отличие от огромного количества народов, живущих в Бразилии и ассимилировавшихся в ней.
Тем не менее несколько украинских бразильцев стали видными членами бразильского общества. Кларис Лиспектор, украинская еврейка по происхождению, является одной из самых уважаемых писательниц Бразилии. Рафаэль Собис – бывший бразильский футболист, который выиграл Копа Либертадорес в составе “Интернасьонала”.
А также Гектор Бабенко, натурализованный бразильский режиссер аргентинского происхождения, наиболее известный созданием потрясающего, эмоционального, трогательного фильма “Pixote” о беспризорных детях Сан-Паулу.
Сегодня штат Парана активно налаживает связи с Тернопольской областью Украины, откуда родом многие украинские бразильцы.
Поскольку украинский язык теперь имеет официальный статус в целом районе, а в государственных школах преподавание ведется на украинском языке, у общины есть шанс установить еще более глубокие связи с родиной предков.
Украинское правительство, возможно, также должно проявлять интерес к этой общине, как к хранительнице старой украинской идентичности, в значительной степени утраченной временем.