Мир

“Северный поток-2” похоронит надежды Украины поставлять “зеленый водород” в ЕС

Украина решительно выступает против любых проектов энергетической инфраструктуры, которые угрожают национальной безопасности страны, направлены на обход норм ЕС или подрывают энергетическую архитектуру Европы.

Узнав, что компания Nord Stream 2 AG подала заявку на сертификацию немецкому энергетическому регулятору Bundesnetzagentur (BNetzA), оператор газотранспортной системы Украины, ГТСУ, не имел другого выбора, кроме как потребовать учесть риски для безопасности Украины. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Ольга Белькова, директор по государственным и международным вопросам оператора газотранспортной системы Украины, для The Atlantic Council.

Задолго до начала российского вторжения в Украину семь лет назад, кампания Москвы против суверенитета Украины включала политическое и экономическое давление. Поставки энергоносителей часто занимали центральное место в этих усилиях. В 2014 году, с оккупацией Крыма и военной интервенцией в Луганской и Донецкой областях, Россия резко усилила свою агрессию против Украины. Сохранение международного транзита газа на высоком уровне остается самым важным невоенным барьером на пути дальнейшей эскалации.

Военные действия на Донбассе уже сделали недоступными два узла стыковки газовых сетей на российско-украинской границе. Что произойдет с накаляющейся линией фронта неурегулированного конфликта с Россией, если Москва больше не будет зависеть от украинской сети транзита газа для выхода на рынки ЕС? Насколько значителен риск эскалации, когда прекращение транзита через Украину больше не будет подразумевать замораживание домов в Европе? В ГТСОУ мы очень серьезно относимся к этим вопросам.

Вторая серьезная угроза, исходящая от “Северного потока – 2”, — это риск дефицита газа на внутреннем украинском рынке. Если этот новый газопровод будет запущен только под контролем “Газпрома” и без эффективного доступа третьих сторон, мы не сомневаемся, что поставки газа в Европу через Украину полностью прекратятся или, в лучшем случае, будут сильно сокращены.

Кроме того, Российская Федерация не раз полагалась на контроль “Газпрома” над экспортом для вымогательства политических уступок со стороны Украины. Сертификация NS2 AG в качестве оператора NS2 существенно повлияет на способность оператора ГТС Украины выполнять свои обязательства по обеспечению надежности поставок. Это подвергнет Украину, Молдову и другие соседние страны энергетическому вымогательству со стороны Кремля.

Прекращение международного транзита немедленно лишит газа пять украинских городов на украинско-российской границе. По нашим оценкам, дефицит газа на остальной территории Украины может достигать 20% в периоды пикового спроса. В настоящее время Украина имеет только один газовый узел с гарантированными мощностями для импорта газа из ЕС.

Будучи государственным предприятием, мы являемся коммерческой организацией, хорошо осознающей третью угрозу нашей способности эксплуатировать и поддерживать нашу инфраструктуру в ее нынешней конфигурации. 80% доходов Оператора ГТС поступает от международной деятельности, а остальное покрывается за счет внутреннего рынка. В сценарии отсутствия транзита расходы на поддержание трубопроводной инфраструктуры Украины лягут на плечи украинских потребителей, что неизбежно отразится на тарифах. Эта тема имеет большое политическое значение.

Без долгосрочной ясности в отношении объемов газа и полных гарантий непрерывности транзита оператор трубопровода будет вынужден оптимизировать и сократить значительные части ГТС. Было бы несправедливо и нереалистично ожидать, что украинские потребители будут оплачивать счета за простаивающую инфраструктуру. Участки сети должны быть переоборудованы для будущих потоков газа в направлении запад-восток, чтобы Украина могла импортировать газ из Европы. Для расширения возможностей импорта газа в Украину решающее значение будет иметь прямой доступ к центральноевропейскому газовому хабу в Баумгартене (Австрия).

Сокращение транзитных мощностей украинской ГТС уменьшит или исключит возможность транспортировки водорода или других возобновляемых источников энергии из Украины в Европу. Таким образом, Украина потеряет шанс присоединиться к общеевропейскому движению за декарбонизацию и упустит значительные экономические возможности, которые оно открывает. Трубопроводная система не будет ждать полной замены газа на водород. Эффективная работа и подготовка к будущей роли водорода зависит от продолжения транзита газа в течение следующих 10-20 лет.

Будучи ранее народным депутатом Украины, я горжусь тем, как многого мы смогли достичь за относительно короткий промежуток времени на пути энергетической реформы. Наши услуги по транспортировке газа были полностью отделены от производства и торговли, а Украина теперь полностью соответствует европейскому газовому законодательству.

Кроме того, присоединение Украины и ее подземных хранилищ к европейскому газовому рынку повышает гибкость и надежность поставок газа для всех стран-членов ЕС. Украина сделала многое, чтобы заслужить хорошую репутацию надежного партнера в энергетическом секторе.

Между тем, Россия снова и снова демонстрирует свою готовность использовать энергию в качестве геополитического оружия. Любые исключения для Nord Stream 2 AG в процессе сертификации только еще больше ободрят Газпром и ослабят энергетическую безопасность Украины и остальной Европы.

Несомненно, Оператор ГТС заинтересован в сертификации Nord Stream 2 AG. Польская государственная энергетическая компания PGNiG уже допущена к участию в процедуре сертификации. Мы считаем правильным, что Украина также участвует в этом процессе.

Елена Каденко