Мир

Пограничный кризис с Беларусью: Лукашенко и Путин используют людские страдания в качестве оружия

Перейдя, как обычно, к агрессии, белорусский авторитарный лидер Александр Лукашенко усилил атаки на Польшу и Европейский Союз, поощряя и, похоже, заставляя потенциальных мигрантов из Ирака, Сирии и других стран Ближнего Востока нарушать восточную границу ЕС.

8 ноября режим в Минске был замечен за доставкой людей, некоторые из которых были доставлены с Ближнего Востока с этой целью, к польской границе и побуждал их спешно пересекать границу. В ответ польские власти задействовали пограничников, полицейские силы, специализирующиеся на управлении людскими потоками, Национальную гвардию и даже некоторые вооруженные силы. Видеозаписи хаоса и противостояния распространяются в социальных сетях практически в режиме реального времени, вызывая опасения за безопасность мужчин, женщин и детей, оказавшихся в этой нестабильной ситуации в лесах Восточной Европы. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.

Совсем нетрудно понять, почему Лукашенко так поступает. Польша, как и Литва, активно поддерживает белорусское демократическое движение. Она приняла белорусских политических изгнанников, включая лидеров оппозиции во главе со Светланой Тихановской, которая, по общему мнению, законно победила на последних президентских выборах в Беларуси в августе 2020 года. Многие белорусы и поляки сравнивают белорусское демократическое движение с польской “Солидарностью”, которая пережила годы репрессий после 1981 года, но в итоге выиграла выборы и возглавила Польшу после 1989 года.

Более того, поляки и литовцы высоко ценят старую многонациональную Речь Посполитую, в которую входила нынешняя Беларусь, как прецедент для демократического будущего Беларуси с Европой, а не под властью Кремля. Президент Польши даже обратился к белорусскому народу на белорусском языке. Польша имеет свои собственные внутренние кризисы и проблемы, но ее политика в отношении Беларуси отражает все еще сильную продемократическую линию в национальной политике, особенно в отношении восточных соседей Польши и России.

Лукашенко, конечно, ненавидит все это и видит в этом угрозу своему режиму. Его жестокость, особенно в отношении собственных граждан, сочетается с путинским цинизмом. Подталкивая ближневосточных мигрантов к границе ЕС, он стремится создать локальный хаос и породить страх перед очередной волной неконтролируемой массовой миграции в ЕС. Эта тема и раньше вызывала политический раскол в Европе и подпитывала нативистские политические движения по всему континенту, в том числе и в Польше.

Спровоцировав миграционный кризис, Лукашенко стремится поляризовать Польшу внутри страны и расколоть ЕС с помощью, по сути, гибридной атаки. Он вполне может полагать, что это даст ему рычаг, чтобы заставить ЕС и Польшу отказаться от поддержки белорусского демократического движения в обмен на избавление от очередного витка внутреннего кризиса, связанного с миграцией с Ближнего Востока.

По последним сообщениям прессы, Лукашенко привозит в Минск все больше и больше ближневосточных потенциальных мигрантов, чтобы усилить давление. Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил ЕС отреагировать на этот кризис так же, как он отреагировал на аналогичный миграционный кризис в Турции, а именно: финансировать Беларусь для решения этой проблемы. Кроме троллинга, расчет Кремля здесь может заключаться в том, чтобы использовать миграционный вопрос, чтобы заставить ЕС ослабить давление на Лукашенко и стать источником финансовой стабилизации для режима.

Нельзя исключать и более мрачную перспективу последних событий. Несколько дней назад польский пограничный патруль столкнулся на польской территории с русскоязычными и, предположительно, белорусскими “зелеными человечками” с оружием. Параллельно с этим Россия вновь наращивает вооруженные силы на границе с Украиной.

Путин оказывает все большее военное давление на Запад. Это происходит напрямую против Украины и косвенно через Лукашенко против Польши, причем последнее, вероятно, является скорее тактикой давления, чем серьезной военной угрозой. Эти события указывают на очередную эскалацию гибридного конфликта России с Западом, который имеет политическое, энергетическое, оборонное и информационное измерения.

Москва и Минск возможно почувствовали уязвимость. В последнее время Варшава и Брюссель ссорятся по различным вопросам, таким как верховенство законов ЕС и независимость судебной системы Польши. Польша также ссорится с Германией из-за непродуманного газопровода “Северный поток – 2”, который, похоже, является важным активом в попытках Путина использовать энергию в качестве политического оружия.

В то же время, польская правящая партия начала ссориться с США из-за свободы СМИ, продвигая закон о СМИ, направленный против крупнейшей в стране независимой телевизионной сети TVN и потенциально вынуждающий ее американских владельцев продать свои акции. К счастью, этот закон о СМИ заглох, когда президент Польши пригрозил наложить на него вето по соображениям свободы слова и бизнеса.

Лукашенко, возможно, решил, что Польша оказалась достаточно изолированной в Европе и от администрации Байдена, чтобы ему удалось заставить польское правительство отказаться от поддержки белорусского демократического движения из-за страха перед мусульманами, пересекающими границу. Именно такой расчет мог сделать Путин, основной покровитель Лукашенко.

Европа и США должны доказать, что Лукашенко ошибается в своей циничной оценке. Что бы ни беспокоило Брюссель и Вашингтон по поводу некоторых аспектов политики польского правительства, Лукашенко совершает акт гибридной агрессии и использует невоенные средства для нападения на границы ЕС. Он использует человеческие страдания в качестве оружия и, возможно, занимается торговлей людьми. Лукашенко нападает на Польшу из-за ее поддержки демократического и европейского будущего Беларуси.

Независимо от других серьезных проблем в отношениях между ними, США, ЕС и Великобритания должны проявить солидарность с Польшей и быть готовыми продемонстрировать такой же единый фронт в отношении Литвы и других стран, если потребуется. Им также необходимо предпринять гуманитарные шаги для защиты мужчин, женщин и детей с Ближнего Востока, которые оказались втянутыми в это опасное геополитическое противостояние в условиях резкого снижения температуры и приближения зимы.

Ответные меры уже начались. 8 ноября председатель Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен выступила с решительным заявлением, в котором осудила агрессию Лукашенко и, что важно, призвала к ответным действиям. Предлагаемые шаги включают одобрение санкций против Беларуси, которые в настоящее время готовятся ЕС и США в ответ на предыдущие акты репрессий, а также потенциальное воздействие на авиакомпании, которые активно переправляют потенциальных мигрантов в Беларусь.

События на польско-белорусской границе также обсуждались 9 ноября президентом Польши Анджеем Дудой и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Столтенберг попросил держать его в курсе событий на местах, понимая риск дальнейшего ухудшения ситуации с безопасностью в Польше, Беларуси и Украине и вокруг них.

Это хорошее начало, особенно угроза ввести санкции против авиакомпаний, поддерживающих агрессию Лукашенко. Но ЕС и США вместе с Великобританией должны сделать гораздо больше.

Эти шаги могут включать совместное обращение к странам происхождения и просьбу не позволять, чтобы их люди становились объектом торговли со стороны Лукашенко. Аналогичным образом, можно было бы предоставить надежным странам средства и логистику для репатриации своих граждан из Беларуси. Необходимо также срочно начать консультации с Агентством ООН по делам беженцев о том, как гарантировать их безопасность.

В то же время крайне важно информировать авиакомпании о том, что их соучастие в схеме Лукашенко может привести к штрафам, запретам на пролет в Европу и США или к полным блокирующим санкциям, которые могут лишить их бизнеса. Turkish Airlines и российский “Аэрофлот” – два главных виновника, и они могут стать мишенями уже на ранней стадии.

Если ситуация продолжит ухудшаться, стоит рассмотреть возможность обращения к статье 4 НАТО, которая предполагает проведение консультаций, когда “территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон находится под угрозой”.

Лидеры ЕС, включая председателя Европейского совета Шарля Мишеля, председателя Комиссии ЕС Урсулу фон дер Ляйен и Верховного представителя по иностранным делам Жозепа Борреля, могли бы посетить польско-белорусскую границу вместе с высокопоставленными дипломатами США и Великобритании, чтобы продемонстрировать солидарность.

Сам ЕС должен продолжать предлагать польскому правительству развертывание Европейского агентства пограничной и береговой охраны, Frontex. Штаб-квартира Frontex находится в Варшаве, и оно должно, как минимум, предложить регулярное присутствие на границе.

Если белорусские военные продолжат агрессивное зондирование польской границы, союзники по НАТО должны предложить направить подразделения спецназа на польско-белорусскую границу в качестве сдерживающего фактора против дальнейших белорусских провокаций.

Текущая подготовка к санкциям должна быть скоординирована и усилена. ЕС и Великобритания уже ввели санкции против белорусских государственных облигаций. Нет веских причин для США воздерживаться от присоединения к ним. Санкции также должны распространяться на российских чиновников и олигархов, которые активно поддерживают белорусский режим.

Во всех случаях, когда это возможно, США должны действовать согласованно с ЕС в отношении санкций против Беларуси. Но если ЕС не может достичь консенсуса из-за того, что одно из его более дружественных Путину правительств накладывает вето, США, Великобритания и Канада могут действовать на опережение ЕС, координируя свои действия друг с другом и неофициально с ключевыми странами-членами.

Эти шаги имеют огромное значение. Крайне важно послать Кремлю недвусмысленный сигнал. Это подразумевает совместное заявление в адрес России о том, что дальнейшая эскалация на польско-белорусской границе, как и на российско-украинской, неприемлема и повлечет за собой серьезные последствия. Это послание было недавно сформулировано директором ЦРУ Биллом Бернсом во время его визита в Москву. Его стоит повторить.

По понятным причинам США, Великобритания и ЕС часто предпочитают постепенный подход к санкциям и связанным с ними мерам. Но только в этом году Лукашенко занимался воздушным пиратством, вынудив сесть коммерческий лайнер авиакомпании Ryanair и захватив белорусского журналиста, летевшего между столицами стран ЕС, и, как полагают, стоит за явным убийством белорусского диссидента в Киеве.

Теперь он атакует границы одного из членов ЕС и НАТО. Скоординированный отпор – это правильный шаг. Отсутствие совместных действий почти наверняка подтолкнет Лукашенко и его хозяина Путина к дальнейшей эскалации этой и без того опасной ситуации.

Елена Каденко