Технологии

Игра GTA V принесла миллиард за три дня

«Культурный экспорт Шотландии» — криминальный экшен Grand Theft Auto V стал самым быстро распродаваемым продуктом за всю историю мировой индустрии развлечений. Ошеломительный коммерческий успех игры критики связывают с обилием в ней жестокости, бранных слов и неприкрытого секса.

Релиз GTA V для приставок Playstation 3 и Xbox 360 состоялся 17 сентября. Уже в первый день продаж игра принесла издателю — американской компании Take-Two — $800 млн. На третий день поступления от продаж превысили $1 млрд.

«Мы очень взволнованы тем, как покупатели приняли GTA V. Команда разработчиков Rockstar Games превзошла самих себя, установив новый стандарт творческих способностей и инновационности в игровой индустрии», — сообщил в пресс-релизе глава Take-Two Штраус Зельник, назвав серию GTA «культурным феноменом».

GTA V достиг отметки $1 млрд. в пять раз быстрее предыдущего рекордсмена из индустрии развлечений — шутера Call of Duty: Black Ops II, продажи которого в ноябре 2012 г. принесли миллиард за 15 дней. Самому успешному кинофильму «Мстители» в 2009 г. для этого потребовалось 19 дней.

«Пользователи платят за то, что считают ценным для себя. А мы создаем продукт, который очень дорог в производстве и продвижении», — пояснил причину успеха господин Зельник.

Игру GTA V в течение четырех лет создавала команда из примерно 250 разработчиков из базирующейся в шотландском Эдинбурге компании Rockstar Games. Сумма расходов не разглашается, но, по оценкам экспертов, они находятся в пределах $100-300 млн., что сопоставимо с производством фильма-блокбастера, такого как «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Медиа-аналитик Арвинд Бхатия (Arvind Bhatia) оценил все затраты издателя GTA V в $137,5 млн., а шотландское издание The Scotsman предположило, что расходы на производство, масштабную рекламу и пиар-компанию игры составили $265 млн.

В GTA V воплощено шотландское видение американского образа жизни. В виртуальном мире, срисованном с реального Лос-Анджелеса, игроку предоставлена свобода для реализации множества криминальных действий. Управляя персонажами-преступниками, он может совершать грабежи, угонять автомобили и убивать случайных прохожих.

Игра вызвала шквал осуждений за демонстрацию проституции и наркотиков, расизм и экстремальную жестокость — GTA V включает сцены каннибализма и пыток. Общественные организации особо осудили сцену, в которой игрок должен вырвать зубы и казнить на электрическом стуле безоружного человека. Отдельный скандал вызвало обвинение GTA в женоненавистничестве.

«Персонажи постоянно подчеркивают превосходство мужского пола путем унижения женщин. Афиши и радиостанции в игровом мире усиливают это женоненавистничество. Рекламы там сравнивают мужественность с лоснящимися спортивными автомобилями, в то время как женщин они призывают покупать духи, чтобы “пахнуть как шлюха”. Понятно, что это сатирическое преувеличение сексистских явлений нашего общества, но поскольку нигде в сюжете нет пояснений, насколько это неразумно и неправильно, игра служит преумножению и прославлению сексизма», — выразила мнение редактор издания Gamespot Кэролин Петит.

Призыв бойкотировать игру также опубликовала международная группа защиты и спасения животных In Defense of Animals. Организация считает, что GTA V «посылает неприемлемый мэсседж» игрокам, пропагандируя убийства животных в виртуальном мире. Эксперты обращают внимание, что, несмотря на возрастное ограничение 18 лет, прохождением GTA увлечены много подростков.

«Создатели этой игры продают порядочность за деньги. Поощряя темные влечения юных людей, они совершают не благое дело. Для забавы рисовать мишени на телах животных недопустимо», — утверждает пресс-секретарь In Defense of Animals Джек Карон.

Призывы критиков вряд ли смогут остановить продукт, приносящий миллиарды долларов. В ближайшие месяцы ожидается выход версий GTA V для приставок нового поколения, а также для персональных компьютеров, после чего объемы продаж могут достичь $5 млрд.

Малой части этих денег хватит, чтобы заглушить критику. Настроить общественное мнение в защиту игр может, например, публикация исследований, показывающих, что жестокость в виртуальном мире способствует уменьшению насилия в реальной жизни.

zakiyanov