Судьи вновь выступили против борьбы с коррупцией
Председатель Верховного суда (ВСУ) Василий Онопенко поддерживает решение парламента, связанное с переносом на 1 января 2011 г. вступления в силу пакета новых антикоррупционных законов. Как минимум на этот год судьи будут застрахованы от неудобств, которые несут им упомянутые законодательные новации.
Василий Онопенко, выступая на координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Генпрокуратуре, подчеркнул, что применение новых антикоррупционных законов (№1506–VI, №1507–VI и №1508–VI) создаст большую угрозу конституционным правам и свободам людей, приведет к игнорированию принципа верховенства права и может вызвать всплеск произвола со стороны лиц, применяющих эти законы. «Многие положения этих законопроектов юридически необоснованны, противоречивы, искусственны для украинской правовой системы. Немало и противоречащих Конституции. 27 ноября 2009 г. пленум ВСУ обратился в Конституционный суд (КС) по поводу конституционности ряда положений упомянутых законов. Сейчас КС рассматривает дело по этому представлению. Надеюсь, президент поддержит решение законодательного органа, чтобы основательно доработать эти законы»,— отметил господин Онопенко.
Напомним, 10 марта с.г. парламентарии приняли в первом чтении и в целом законопроект №6159, предусматривающий перенос даты вступления в силу трех антикоррупционных законов на 1 января 2011 г. В конце прошлого года судьи из всех без исключения судебных вертикалей выступили против этих законодательных нововведений. В качестве аргументов они приводили несколько потенциальных угроз, которые могли привнести серьезный дисбаланс в работу судебной системы.
Ранее «i» неоднократно сообщали, что обновленное антикоррупционное законодательство запрещает судам принимать благотворительную, спонсорскую и прочую помощь от физ- и юрлиц. С одной стороны, в таких условиях около пятой части судов столкнется с проблемой аренды у упомянутых лиц помещений, за которую не платится рыночная цена. Более того, нет гарантий, что государство сможет обеспечить аренду по рыночным ценам в 2010 г. С другой стороны, если судья или сотрудник суда принесет в суд бумагу, марки, конверты, картриджи для принтера, компьютер и т.д., то это может расцениваться как коррупционное деяние. А при нынешнем уровне финансирования судебной системы такие ситуации не редкость: по данным Высшего админсуда, 40-50% имущества админсудов — собственность судей или работников этих судов. Третья проблема — преподавание судей в Академии судей Украины (АСУ). Новые законы дают судьям возможность преподавать там только в нерабочее время, что, по мнению представителей судебной ветви власти, превратит Академию в вечернюю школу и поставит крест на ее существовании.
Но в реальности ВСУ смог сформулировать официальные возражения только по поводу АСУ — пленум ВСУ в представлении в КС предположил неконституционность запрета для судей заниматься преподавательской деятельностью. Против остальных рисков возражать было нечего. Более того, сами судьи соглашались с тем, что любую помощь нужно исключать из работы судов, чтобы не ставить под сомнение объективность работы органов правосудия. Они же поддерживали переход на рыночные цены при аренде помещений у физ- или юрлиц. Но у судей были сомнения, что государственный аппарат в один миг сможет перестроиться и компенсировать судебной системе все потери.
Еще одно важное обстоятельство — как и почему 11 июня 2009 г. был принят антикоррупционный пакет законов. Знающие люди помнят, что положительное решение Рады было связано с двумя факторами. Во-первых, обновления антикоррупционного законодательства требовали от украинских властей, в т.ч. от президента Виктора Ющенко, международные организации GRECO и FATF. Во-вторых, очевидцы вспоминают, что среди депутатов было всего несколько человек, понимавших, что поставлено на голосование. Осознание «содеянного» пришло только к концу 2009 г.
По оценкам разработчиков антикоррупционных законопроектов, принятые документы разнились с внесенными в Раду приблизительно на четверть — многие положения и ключевые определения были изменены. Это дало основания, скажем, спикеру Рады Владимиру Литвину в конце прошлой недели заявить о плохом качестве упомянутых законов.
В таких условиях, скорее всего, на антикоррупционном пакете представители нынешней власти поставят крест. Как стало известно «i», сторонники введения пакета в действие, имеющие отношение к экс-министру юстиции Николаю Онищуку, сейчас готовят обращение к Виктору Януковичу. Они намерены предложить главе государства применить право вето к отсрочке вступления в силу антикоррупционного пакета.