Государство

«Весной 2006 года драться будут украинцы,

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров рассказал корреспонденту «ЭИ» об опыте, который Россия извлекла из событий «оранжевой революции», и перспективах украинско-российских отношений.

— Украина склонна обвинять Россию во всех своих бедах: от провоцирования противостояния во время выборов-2004 до инспирирования кризиса «оранжевой» власти. Насколько плотно РФ играет на украинском политическом поле?


— Плотно. Однако глупо было бы представлять Россию монолитом. Есть разные игроки и разные группы интересов. Даже в ходе президентской избирательной кампании в Украине часть русских бизнесменов финансировала оппозицию — Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко, несмотря на то что Кремль явно поддер­живал Виктора Януковича. Точно так же и сегодня: есть силы, которым выгодна стабилизация в Украине, а есть и такие, которые рассчитывают «половить рыбку в мутной воде».


— Насколько сильным будет влияние России на ход парламентской кампании в Украине?


— Весной 2006 года драться будут украинцы, а не россияне. Однако нужно учитывать и то, что Украина — вторая по значению экономики в СНГ, и страна, без которой российский проект реинтеграции СНГ будет неполным и несовершенным. Очень многие российские и политические, и бизнес-группы имеют в Украине серьезные стратегические интересы. Поэтому Россия не может себе позволить полностью игнорировать выборы в Верховную Раду. Хотя, безусловно, ее влияние на ход грядущей кампании будет значительно меньшим, чем во время последних президентских выборов. Хотя бы потому, что определенные уроки РФ уже извлекла. Российская политическая элита, наконец, поняла, что чрезмерная вовлеченность во внутреннюю политику пусть даже близкого, братского государства сопряжена с серьезными рисками. Равно как и ставка на одного игрока.


— Поэтому Россия изменила тактику и пытается «дружить» со всеми политическими лидерами Украины? Военная прокуратура РФ даже сняла обвинения с экс-премьера Юлии Тимошенко.


Разговоры о снятии обвинений шли достаточно долго, более полугода. Но я не вижу прямой связи между этим событием и изменением тактики России по отношению к Украине. Однако абсолютно согласен, что чем плюралистичней будет политическая система Украины, тем меньше будет рисков у России и тем больше возможностей играть по всему полю, взаимодействуя с самыми разными политическими силами. После «оранжевой революции» Россия пришла к осознанию простой истины, которая тем не менее долго не могла достучаться до сознания наших политиков: у России нет вечных союзников, у нее есть вечные интересы. Нет смысла ставить на одного политика, потому что рано или поздно ты станешь его заложником. Защищая национальные интересы, нужно играть по всему спектру. Национальные интересы должны быть реализованы при любой власти в случае победы любой из политических сил. Иначе поражение партнера, на которого сделана ставка, рикошетом ударит по позициям России. Так случилось во время «оранжевой революции». И в отношениях двух стран возникла пауза.


Будет ли приход нового премьера и смена правительства способствовать преодолению этой паузы?


— Очевидно, что перегруппировка украинских политических сил накануне парламентских выборов только началась. Поэтому не стоит говорить о том, что у Кабмина Еханурова может быть долгосрочная политика, что у него будут реальные полномочия для принятия стратегических решений. Скорее всего, новое украинское правительство будет заниматься решением вопросов тактического плана. Не нужно забывать, что на носу парламентские выборы. А новый состав Верховной Рады при желании и соответствующем раскладе сил сможет пересмотреть многие договоренности. Поэтому в России не склонны переоценивать влияние Еханурова. У нас пока относятся к нему как к временной фигуре. Хотя, конечно, любая временная фигура, ведущая грамотную политику, имеет неплохой потенциал. Можно вспомнить Виктора Черномырдина, который в 1992 году пришел как временный премьер, а просидел на этом посту дольше всех своих коллег.


Говорят, что Россия, рассерженная политической неуступчивостью Украины, готовит ей «образцово-показательную» с энергетической точки зрения зиму. Чего ожидать?


— Прагматизации политики России по энергетическому вопросу. Но это не направлено против Украины, это общий подход России к отношениям с партерами по СНГ. Если наши партнеры хотят сохранить заниженные тарифы, то им придется подумать, чем они могут это компенсировать. Если Украина предложит какие-либо взаимоприемлемые «развязки» по широкому кругу вопросов, интересующих Россию (например, по газотранспортному консорциуму), то, я думаю, все будет нормально. Мне кажется, правительство Юрия Еханурова готово на серьезные уступки, чтобы не допустить энергетического кризиса и пережить зиму.


— Как сейчас Россия воспринимает планы Украины войти в НАТО в 2008 году? Готовятся ли какие-то меры, чтобы этого не произошло?


Конечно, Россия не заинтересована во вступлении Украины в НАТО. Но НАТО тоже меняется, и из военной структуры эта организация все больше превращается в политическую. Это уже не тот агрессивный блок, который советская пропаганда когда-то представляла как главную угрозу всему человечеству.


Сегодня это довольно плюралистичная организация с определенным, уже привычным уклоном в сторону американского влияния, но не несущая угрозы России как таковой. Не нужно забывать, что РФ и НАТО имеют совместные органы, проводят учения. Поэтому мы не делаем трагедии из общения Украины с НАТО.


— Российские политики слишком часто говорят об угрозе экспорта «цветных революций», особенно из Украины. Насколько силен этот страх?


— Украина не способна стать субъектом экспорта революций. Как не способна стать им и Грузия. Это по силам только США. Однако складывается впечатление, что Соединенным Штатам нужна стабильная Россия — союзник в борьбе с мировым терроризмом и участник энергетического диалога. До тех пор, пока такие здравые подходы доминируют в американской политике, «цветная революция» в России невозможна.


Хотя, будем честны, «оранжевая революция» напугала многих. Но существовала и иная точка зрения, что это — распахнутое окно, в которое может ворваться свежий воздух. Однако никакого свежего воздуха мы не дождались. Лишь получили совершенно невнятную позицию руководства Украины по основным вопросам взаимодействия с Россией. Прежде всего по ЕЭП. Кроме того, всему миру были продемонстрированы «домашние разборки» украинских политиков: взаимные обвинения, коррупционные скандалы и политический стриптиз. Нам продемонстрировали набор популистских жертв, типа смехотворной отмены ГАИ, и совершенно дикую позицию по отношению к приватизации. Вся эта совокупность непоследовательных, противоречивых и малопонятных действий украинской политической элиты способствовала формированию в российском массовом сознании образа Украины как ненадежного партнера. То есть страны, с которой невозможно строить долгосрочные стратегические отношения.


Персона


Федоров Валерий Валерьевич, 1974 г.р., выпускник философского факультета МГУ, кандидат философских наук. Работал научным сотрудником Института массовых политических движений Российско-американского университета (1991-93 гг.) и Центра политической конъюнктуры России (1993-95 гг.). В 1995-1997 гг. — руководитель Информационно-аналитического управления, затем — замдиректора (1997-2000 гг.) и директор (2000-2003) Центра политической конъюнктуры РФ. Параллельно с этим в 1997-2001 гг. работал научным сотрудником Института социально-политических исследований Российской Академии наук (ИСПИ РАН). С 2003 г. — руководитель Центра социальной информации ИСПИ РАН. С сентября 2003 г. — генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Автор книг «Механизмы власти. 10 лет политической аналитики» и «Эпоха Путина».

babanina
Share
Published by
babanina