На этой неделе должна завершиться реорганизация Минфина. Количество подразделений министерства уменьшится, хотя сотрудников меньше не станет. Опрошенные «ЭИ» эксперты в оценке реформаторских потуг г-на Пинзеника разошлись. Одни считают, что ничего не произойдет, пока не будут внесены соответствующие правки в законы. Вторые полагают, что Минфин с помощью реорганизации намерен установить контроль над работой налоговой и таможни.
В результате реформы количество структурных подразделений Министерства финансов сократится с 210 до 174. При этом количество департаментов не сократили. Министр финансов Виктор Пинзеник ликвидировал так называемые промежуточные звенья — управления. В то же время некоторые структурные подразделения расслоились. К примеру, из ведущего департамента по управлению госдолгом сделали три подразделения: департамент управления долгом, департамент политики развития финансовых услуг и департамент сотрудничества с международными финансовыми организациями.
Начальник управления персоналом Минфина Николай Осийчук уверен, что предыдущая организационная структура «запутала бы любого специалиста». Теперь же, по мнению чиновника, такая «схема понятна и логична». Впрочем, по информации источника «ЭИ» в Минфине, не все госслужащие довольны такой «переделкой ведомства». К примеру, Галина Пахачук, начальник реорганизованного департамента по управлению госдолгом, подала заявление на увольнение по собственному желанию.
В остальном штат сотрудников в связи с реорганизацией Минфина практически не поменялся. Из 886 чиновников ведомства сократили всего троих.
Самое важное последствие реорганизации — усиление департамента налоговой и таможенной политики. В его составе был создан новый департамент администрирования платежей. Это подразделение будет заниматься мониторингом деятельности таможни и налоговой — проверять и перепроверять всю статистику деятельности этих органов, согласовывать ведомственную документацию и следить за кадровыми перемещениями. Этот департамент также будет отвечать за деятельность совместной (Минфина, ГНАУ, ГТСУ и Госказначейства) информационной базы данных.
Глава ГНАУ Александр Киреев поддержал это начинание: «Не должно быть трехглавого змея, когда таможня, налоговая, Госказначейство и Минфин работают сами по себе, а отвечает за все министр финансов». Источник «ЭИ» в ГНАУ отмечает, что за счет создания департамента административных платежей контроль Минфина над работой ГНАУ и ГТСУ превратится из формальности в реальность. «В апреле была первая попытка. Постановлением Кабмина Минфин был объявлен координатором работы Госказначейства, налоговой и таможни. Однако на практике это постановление не было реализовано из-за сопротивления со стороны ГНАУ и ГТСУ», — считает источник. По его словам, после назначения премьером Юрия Еханурова ситуация кардинальным образом изменилась, и дело сдвинулось с мертвой точки.
По мнению Игоря Колиушко, директора Центра политико-правовых реформ, реструктуризация Минфина — «не более чем косметическая корректировка». О настоящем реформировании, по мнению г-на Колиушко, «можно будет говорить, когда ГТСУ и ГНАУ подчинят Минфину не на основании решений правительства с сомнительной легитимностью, а путем внесения изменений в соответствующие законы. В противном случае, следующий премьер или президент смогут переиграть ситуацию»