Идея постройки совершенно нового НПЗ на юге страны, вблизи моря, давно витала в коридорах власти. В начале мая текущего года, во время бензинового кризиса, премьер Юлия Тимошенко грозилась построить за полтора года завод с глубиной переработки нефти 90%. Ее смело можно называть «матерью» проекта, теперь нашелся «отец». Остается реализовать задуманное. Правда, большинство опрошенных «ЭИ» экспертов сомневаются в необходимости строительства еще одного НПЗ.
5 августа Президент Виктор Ющенко издал распоряжение о постройке нефтеперерабатывающего завода и разветвленной сети автозаправочных станций. НПЗ планируется построить в Одесской области в районе порта Южный. Одесскую областную государственную администрацию вместе с Госкомитетом Украины по земельным ресурсам Президент обязал в десятидневный срок предоставить подходящий земельный участок. Параллельно Кабмину поручено в месячный срок обеспечить проведение тендера по определению инвестора строительства НПЗ с учетом диверсификации источников и гарантий обеспечения завода сырьем. Судя по требованиям Президента, это должен быть мощный и современный завод с годовой переработкой 8 млн. т нефти и глубиной переработки сырья не менее 95%. Сейчас в стране перерабатывается порядка 22 млн. т со средней глубиной переработки сырья 60%.
Мнения за и против постройки нового НПЗ разделились еще в мае. С одной стороны, зачем строить дорогущий завод, когда мощности шести действующих крупных НПЗ не используются и наполовину? Государство владеет пакетами акций трех из них. В частности, Дрогобычского и Надвирнянского НПЗ на западе страны, а также Кременчугского НПЗ. «Те мощности, которыми обладают шесть уже существующих НПЗ, загружены едва ли на 50%», говорит директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. «Суммарная мощность украинских НПЗ 46-48 млн. т. В год они совместно перерабатывают всего 20-22 млн. т», — уточняет директор Центра энергетических исследований Константин Бородин. При этом он обращает внимание на тот факт, что государству принадлежит 43% акций Кременчугского НПЗ (ЗАО «Укртатнафта»). «Если навести порядок в корпоративных отношениях, доля державы вырастет до 53%»,— говорит он. «Это наиболее современный украинский НПЗ, имеющий оптимальное месторасположение»,— объяснил привлекательность «Укртатнафты» г-н Бородин. «Если государство стремится работать на нефтяном рынке, почему оно не в состоянии закупить нефть для Кременчугского НПЗ, чтобы в пиковые периоды (как сейчас) выбросить на рынок лишний 1 млн. т нефтепродуктов и тем самым не допустить кризиса»?
С другой стороны, можно понять и стремления правительства, которое, ратуя за диверсификацию поставок энергоносителей как один из элементов энергетической безопасности страны, хочет реализовать проект поставок каспийской нефти в Украину. Напомним, сейчас 90% нефти импортируется из России и только 10% — из Казахстана. По мнению директора Европейского института интеграции и развития, советника премьера Дмитрия Выдрина, «те, кто указывает на неиспользуемые мощности существующих НПЗ, заведомо лукавят, поскольку старые НПЗ не рассчитаны на переработку легкой каспийской и персидской нефти, которую, собственно, и планируют перерабатывать на новом заводе». Эксперт отметил также, что целесообразнее строить новый завод, чем реконструировать переработку на существующих НПЗ. Да и географическое расположение планируемого завода вблизи моря позволит использовать танкеры для поставок сырья. В последнее время много говорилось о планах поставки в Украину даже иракской и иранской нефти, не говоря о каспийской.
В то же время исполнительный директор компании UPECO Сергей Куюн полагает, что новый НПЗ окажется в проигрышном положении по сравнению с переработчиками российской нефти. «Он будет вынужден платить за нефть намного больше как минимум за счет большой транспортной составляющей», — говорит г-н Куюн. По словам г-на Куюна, главным направлением поставок будет экспорт, ибо «украинский рынок не в силах «проглотить» еще 50% своего потребления. «Перевалочной инфраструктуры в порту нет, ее нужно создавать, а об этом в распоряжении ничего не говорится»,— сказал г-н Куюн.
Можно предположить, что за решением Президента кроется еще одно желание — усилить позиции государства на внутреннем розничном рынке нефтепродуктов. Вторая часть принятого в прошлую пятницу распоряжения касается именно создания широкой сети автозаправочных станций по всей стране. Попытка сделать это недавно декларировалась через ОАО «Укрнефть». Были потрачены сотни миллионов на покупку заправочных станций у группы «Приват», которая владеет 42% акций ОАО «Укрнефть» и представители которой управляют компанией. Получилось, «приватовцы» покупали АЗС на аукционах сами у себя, что не понравилось государству в лице председателя правления НАК «Нефтегаз Украина» Алексея Ивченко. Кроме того, «укрнефтевские» заправки явно не стремятся сдерживать цены на топливо.
Решение г-на Ющенко о постройке нового НПЗ подтверждает предположение, что большинство попыток усилить государственное влияние в нефтеперерабатывающей отрасли оказались безуспешными. Теперь власти пришлось прибегнуть к решительному и финансово емкому проекту. Жаль, но в распоряжении Президента не указаны источники финансирования «стройки века».
«Распоряжение даже отдаленно не дает понимания того, на каких правах инвестор будет строить этот НПЗ, какие он получит гарантии и т.д. Напомню, что речь идет примерно о 2 млрд. долларов только на строительство НПЗ. В нынешней ситуации, когда компании опасаются строить в Украине не то что завод, а заправку, и на фоне всего этого идет реприватизация крупных предприятий, я очень сомневаюсь в желании кого-либо как в Украине, так и за рубежом взяться за данный проект в течение ближайшего года»,— утверждает г-н Куюн.
В Украине 6 крупных НПЗ: Кременчугский способен перерабатывать 18 млн. т в год, Лисичанский — 16 млн. т, Херсонский — 7,1 млн. т, Одесский — 3,6 млн. т, Дрогобычский — 3,5 млн. т, Надвирнянский — 2,6 млн. т. Потребность Украины в сырой нефти составляет чуть меньше 40 млн. т, из которых собственная добыча составляет 3,6 млн. т. Остальная потребность покрывается за счет импорта: из России — 90% и Казахстана — 10%.