Государство

Свободу посреднику!

Вчера руководство Антимонопольного комитета официально заявило о том, что при покупке пакета акций финпосредниками разрешение комитета не требуется. Дабы игроки фондового рынка все правильно поняли, комитет совместно с представителями Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку презентовал разъяснения статьи 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Юристы оценивают данную статью весьма неоднозначно.


 


Как известно, законодательство о защите экономической конкуренции предусматривает получение согласия АМК на концентрацию. Делается это, чтобы не допустить монополизации на каких-либо товарных рынках.


«Для того чтобы получить согласие от АМК, покупателям необходимо подготовить достаточно много документов, и после их подачи закон предоставляет нам 45 дней для того, чтобы дать или не дать согласие», — пояснил председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев. По его словам, эти 45 дней могут быть и «критическими» для совершения сделки. «Поэтому наше законодательство предусматривает специальное исключение из правил для участников фондового рынка, которые приобретают акции не с целью управления предприятием, а для того, чтобы перепродать их и на этом заработать», — добавил г-н Костусев. Речь идет о пункте 2 части 3 статьи 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Там сказано, что концентрацией не считается приобретение долей (акций, паев) субъекта хозяйствования лицом, основным видом деятельности которого является проведение финансовых операций с ценными бумагами.(т.е. финпосредником. — Авт.). Соответственно, разрешения на такую покупку получать не нужно.


«Норма закона, согласно которой в некоторых случаях покупатель освобождается от необходимости получать разрешение АМК, фактически не используется, — отметил председатель комитета. — Мы посчитали, что это ненормальная ситуация и для оказания практической помощи предпринимателям АМК разработал и 17 июня утвердил рекомендации по применению данной статьи закона».


В рекомендациях записано, что субъект хозяйствования может не обращаться в комитет за согласием, если:


1) его основным видом деятельности являются финансовые операции или операции с ценными бумагами (под это определение подпадают торговцы ценными бумагами, биржи, компании по управлению инвестиционными фондами, а также банки, страховые компании, платежные организации и многие другие);


2) целью покупки является перепродажа, причем акции должны быть перепроданы в течение года;


3) покупатель (посредник) не участвует в собраниях акционеров эмитента и не контролирует его работу.


«Мы считаем, что разработав и утвердив данные рекомендации, мы внесли свой конкретный вклад в улучшение инвестиционного климата в нашей стране», — гордо заявил г-н Костусев. С ним согласен и член Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Сергей Бирюк, который полагает, что «разъяснения позволят инвестору четко знать, что если он выполняет все требования, то никакие санкции к нему применены не будут». Однако какие санкции предусматриваются по отношению к нарушителям, г-н Костусев пояснять не стал, сказал лишь, что они достаточно жесткие.


 «Мы получили льготу, и, в свою очередь, АМК будет иметь право мониторить нас. Мы полностью к этому готовы», — утверждает представитель финпосредников, член Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Оксана Маркарова. «Возможность совершения сделок без получения разрешения АМК — положительный фактор для фондового рынка, поскольку без наличия спекулятивной составляющей он не может работать», — отметила она.


Юристы иначе оценивают данную статью и возможности, которые она предоставляет инвесткомпаниям. «Если посредник становится на какое-то время собственником, т.к. оформляет акции на себя, то получается, что закон ограничивает его право на участие в управлении акционерным обществом. Я бы сказала, что это плохо», — считает юрист проекта МФК «Корпоративное развитие в Украине» Владислава Рябота. «Но я понимаю, почему это было сделано», — дополнила она. Г-жа Рябота полагает, что данный запрет пресекает возможные манипуляции посредника с пакетом. «Иногда достаточно одного собрания акционеров, чтобы кого-то поглотить, поменять старый менеджмент или переориентировать финансовые потоки. Мне кажется, что в данном контексте такой запрет оправдан», — полагает юрист.


Еще один вопрос, который смущает экспертов, связан с кворумом собрания. «Посредник может купить и 40%, которые на год уйдут из обращения. Поскольку ему запрещено принимать участие в управлении обществом, логично будет предположить, что такие акции не будут учитываться при определении кворума общего собрания», — говорит г-жа Рябота. Но она полагает, что это может быть использовано недобросовестными собственниками для искусственного усиления — «увеличения размера» своего пакета. «Допустим, я акционер, и имею 50% акций. Мне нужно, чтобы мои 50% давали права 75% — возможность изменить устав. Я через финансового посредника скупаю акции у других акционеров, они, как принадлежащие посреднику, уходят из оборота и таким образом мой пакет «увеличивается», — предположила Владислава Рябота. По ее мнению, нельзя утверждать, что злоупотребления непременно будут, но быть готовым к «внештатным» ситуациям необходимо.


 

laznyuk
Share
Published by
laznyuk